ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
N 44а-1575/2018
г. Уфа 10 августа 2018 года
Исполняющий обязанности заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Юлдашев Р.Х, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 11 июля 2018 года) жалобу главы администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Багаутдинова Р.Р. на вступившие в законную силу решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 15 августа 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - Управление Росприроднадзора по РБ) ФИО12 N 04-04/80-О/АВ от 09 июня 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 15 августа 2017 года, администрация муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 октября 2017 года решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 15 августа 2017 года оставлено без изменения, жалоба главы администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, глава администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Багаутдинов Р.Р. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить ввиду незаконности и необоснованности, прекратить производство по делу.
Согласно ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что 04 июля 2016 года на основании приказа временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан ФИО13 N 1136-П от 24 июля 2016 года и обращения депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО14 N СИ-4/1171 от 10 июня 2016 года Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан проведено рейдовое мероприятие на территории Стерлитамакского района Республики Башкортостан на предмет соблюдения природоохранного законодательства.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного в адрес расположена несанкционированная свалка отходов, площадь свалки составляет около 35 035 кв.м.
На территории свалки непосредственно на почве размещены твердые бытовые отходы, также обнаружены наличие трех отстойников, заполненных маслянистой вязкой жидкостью черного цвета, с характерным стойким запахом нефтепродуктов. Согласно результатам биотестирования отход-маслянистая вязкая жидкость черного цвета с характерным запахом нефтепродуктов, отобранная с территории свалки, относится к 3 классу опасности.
По результатам обследования территории составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований N 04-03/1136-ПН от 04 июля 2016 года (л.д. 77 - 79).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении администрации района 30 мая 2017 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО15 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ (л.д. 53-59).
Постановлением должностного лица Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО16 N 04-04/80-О/АВ от 09 июня 2017 года администрация муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа по ст. 8.2 КоАП РФ за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), п. 3.7 "СанПИН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года.
Судьи нижестоящих инстанций с постановлением должностного лица согласились.
Вместе с тем, с состоявшимися по делу постановлением должностного лица и судебными актами согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, характеризуется противоправным действием (бездействием) которое выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 1 Закона об отходах производства и потребления в редакции, действующей на момент выявления правонарушения, отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки,
утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
В силу п. 2 ст. 8 Закона об отходах производства и потребления, п. 2 ст. 7 Закона об охране окружающей среды и п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Положениями п. 2 ст. 13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела не имеется доказательств того, что администрация района осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.
При этом полномочия администрации по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией ст. 8.2 КоАП РФ.
Следовательно, оснований полагать, что юридическое лицо - администрация муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, не имеется, изложенное исключает наличие в действиях муниципального района состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО17 N 04-04/80-О/АВ от 09 июня 2017 года, решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 15 августа 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу главы администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Багаутдинова Р.Р. удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО18 N 04-04/80-О/АВ от 09 июня 2017 года, решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 15 августа 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Исполняющий обязанности
заместителя председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан подпись Р.Х. Юлдашев
Копия верна
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Р.Ф.Мурзакова
Справка:
судья городского суда Фархутдинова А.Г.
судья Верховного Суда РБ Шарафутдинова С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.