Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А, Чуфистова И.В.
с участием прокурора
Махова Е.А.
при секретаре
Якунер К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4931/2018 по апелляционной жалобе Борозны И. И. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 февраля 2018 года, принятое по административному иску Борозны И. И. к председателю Территориальной избирательной комиссии N 9 об оспаривании решения об отклонении заявления о включении его в список избирателей на избирательном участке по месту жительства на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, заключение прокурора Махова Е.А, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Борозна И.И. обратился в суд с административным иском к председателю Территориальной избирательной комиссии N 9 (далее - ТИК N 9), в котором просил признать недействующим письмо административного ответчика N 03-06/68 от 07 февраля 2018 года, направленное в ответ на заявление Борозны И.И. от 01 февраля 2018 года об обеспечении реализации права избирать на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года.
В обоснование требований указал, что 01 февраля 2018 года он обратился в ТИК N 9 с заявлением, в котором просил включить его в список избирателей участковой избирательной комиссии (далее-УИК) по избранному им месту жительства в Санкт-Петербурге по адресу: "адрес".
По мнению административного истца, рассмотрению указанного обращения по существу председатель ТИК N 9 воспрепятствовал, что подтверждается оспариваемым письмом председателя ТИК N9 N 03-06/68 от 07 февраля 2018 года, полученным административным истцом 08 февраля 2018 года, из которого усматривается, что регистрационный индекс обращению административного истца не присвоен. Указанным письмом председатель ТИК N 9 отказал административному истцу в удовлетворении заявления от 01 февраля 2018 года, сославшись на отсутствие у административного истца регистрации на территории Российской Федерации, что, по мнению Борозны И.И. противоречит нормам Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил возложить на административного ответчика обязанность по обеспечению регистрации его заявления от 01 февраля 2018 года в ТИК N 9 в установленном порядке и его рассмотрение с участием административного истца. Кроме того, административный истец просил вынести частное определение в порядке ст. 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по фактам неисполнения административным ответчиком законов и несоблюдения Конституции Российской Федерации в связи с воспрепятствованием им рассмотрению ТИК N 9 заявления административного истца от 01 февраля 2018 года по компетенции.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 февраля 2018 года в удовлетворения административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку дело рассмотрено в незаконном составе суда, а так же в отсутствие истца, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В суд апелляционной инстанции административный истец Борозна И.И. и административный ответчик председатель ТИК N 9 не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства не представили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений административного ответчика на апелляционную жалобу, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.
В соответствии с п. 4 названной статьи активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
Согласно п. 4 ст. 17 указанного Федерального закона основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Аналогичные положения установлены п. 2 ст. 27 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
Таким образом, необходимым условием включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места жительства или места пребывания данного гражданина на территории этого избирательного участка, установленного органами регистрационного учета граждан Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
Вместе с тем п. 16 ст. 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении выборов Президента Российской Федерации, выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации избиратель, участник референдума, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию, комиссию референдума заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения (далее в настоящем пункте - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящем пункте - порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей, участников референдума по месту своего жительства. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения только на одном избирательном участке, участке референдума.
Избиратель, участник референдума, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок, участок референдума по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей, участников референдума только по решению участковой комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке, участке референдума по месту своего нахождения. В случае включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту своего жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, участником референдума, в том числе об избирательном участке, участке референдума, на котором избиратель, участник референдума, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, участников референдума, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых комиссий, в том числе с использованием ГАС "Выборы". Информация о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с порядком. В этом случае голосование по открепительным удостоверениям и предусмотренное п. 2 ст. 65 настоящего Федерального закона досрочное голосование не проводятся.
В соответствием с п. 1.2 Порядка подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации", утвержденного постановлением ЦИК России от 01 ноября 2017 года N 108/900-7 (далее - Порядок), заявления в соответствии с настоящим Порядком вправе подать избиратели, которые будут находиться в день голосования вне места своего жительства.
Согласно п. 1.5 Порядка избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, вправе подать заявления в соответствии с настоящим Порядком либо в соответствии с пунктом 6 статьи 27 Федерального закона могут быть включены в список избирателей на избирательном участке, образованном согласно пункту 3 статьи 25 Федерального закона или определенном решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации для проведения голосования таких избирателей.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - не позднее чем за три дня до дня голосования в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), а также в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Решением Территориальной избирательной комиссии N 23 от 22 декабря 2017 года N 35-205 образован избирательный участок в месте пребывания избирателей, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 г. по адресу: избирательный участок N 2103 в помещении СПб КГУ "Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тамбовская, д. 78, лит. В (л.д.35-37).
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось административным истцом, что Борозна И.И. регистрации по месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации не имеет.
Обращаясь 01 февраля 2018 года с заявлением в ТИК N 9 Борозна И.И. указал, что является жителем Санкт-Петербурга с выбранным им местом жительства по адресу: Санкт-Петербург "адрес". Ссылаясь на данное обстоятельство и приложив к заявлению копии страниц первой - пятой паспорта гражданина Российской Федерации, на которых отсутствуют сведения о регистрации административного истца на территории Российской Федерации по месту жительства, копию доверенности от 14 января 2015 года о праве управления и пользования вышеуказанной квартирой в Санкт-Петербурге, пенсионного удостоверения N... Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения в "адрес" Санкт-Петербурга) от "дата", копию справки МСЭ-214 N... ФКУ "ГБ МСЭ по Санкт-Петербургу" о "... " группе инвалидности от "дата", Борозна И.И. просил в своем заявлении: обеспечить ему возможность реализовать его право избирать на выборах Президента России 18 марта 2018 года посредством принятия решения о включении его в списки избирателей участковой избирательной комиссии по вышеуказанному месту жительства (л.д. 9).
Данное обращение зарегистрировано в ТИК N 9 за входящим номером 03-05/204 от 02 февраля 2018 года (л.д.28).
Письмом от 07 февраля 2018 года N 03-06/68 за подписью председателя ТИК N 9, Борозне И.И. в ответ на вышеуказанное обращение разъяснено, что в силу п. 2 ст. 27 Федерального закона от 10 января 2013 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", в связи с отсутствием у него регистрации на территории Российской Федерации, реализовать активное избирательное право на территории, подведомственной ТИК N 9 он может путем подачи заявления о голосовании по месту нахождения.
Из оспариваемого письма от 07 февраля 2018 года следует, что 01 февраля 2018 года в пункте приема заявлений ТИК N 9 административному истцу было предложено составить соответствующее заявление с целью в последующем реализовать активное избирательное право на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года. От подачи такого заявления Борозна И.И. отказался. Указанным ответом Борозне И.И. так же сообщено, что для лиц, не имеющих регистрации на территории Российской Федерации, на период проведения выборов в Санкт-Петербурге образована участковая избирательная комиссия N 2103 в помещении СПбГУ "Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства", расположенному по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тамбовская, д. 78, лит. В (л.д. 10, 29).
Таким образом, правом на обращение с заявлением о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации в соответствии с установленным законом Порядком либо в соответствии с пунктом 6 статьи 27 Федерального закона от 10 января 2003 года 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Борозна И.И. не воспользовался.
Обращение Борозны И.И. рассмотрено ТИК N 9 в установленный п. 4 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" срок, уполномоченном органом, в пределах своей компетенции. Ответ на указанное обращение дан по существу поставленных вопросов, с учетом отказа заявителя от подачи заявления о голосовании по месту нахождения, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения требований административного иска о признании письма ТИК N 9 от 07 февраля 2018 года недействующим, поскольку каких-либо нарушений избирательных прав административного истца со стороны ТИК N 9, а также ее председателя не допущено.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выразившееся в рассмотрении дела в отсутствие истца, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, противоречат материалам административного дела, в силу чего не являются основанием для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, решение по существу спора вынесено судом в судебном заседании 26 февраля 2018 года в присутствии административного истца Борозны И.И, заблаговременно извещенного о дате и времени судебного разбирательства лично, о чем с административного истца взята соответствующая расписка (л.д. 66, 74-76).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, административный иск Борозны И.И. рассмотрен в законном составе суда, в соответствии с правилами подведомственности и подсудности.
С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.