Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А, Чуфистова И.В.
при секретаре
Якунер К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-219/2018 по апелляционной жалобе Магомедова С. В. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 06 февраля 2018 года, принятое по административному иску Магомедова С. В. к призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "г.Ломоносов" об оспаривании заключения от 01 июня 2017 года о зачислении его в запас по достижению 27 лет, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя административного истца - адвоката Пономарева А.А, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Магомедов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "г.Ломоносов" (далее - призывная комиссия МО "г.Ломоносов" Санкт-Петербурга) о признании незаконным заключение призывной комиссии от 01 июня 2017 года о зачислении в запас по достижению 27 лет, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил суд обязать призывную комиссию МО "г.Ломоносов" Санкт-Петербурга вынести решение о зачислении Магомедова С.В. в запас Вооруженных сил Российской Федерации как лицо, не подлежащее призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет.
В обоснование требований указал, что 27 лет Магомедову С.В. исполнилось "дата" 2015 года, однако в период весеннего призыва с 01 апреля 2015 года по 15 июля 2015 года повесток о явке для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу он не получал.
По мнению Магомедова С.В, оспариваемое решение не соответствует требованиям Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", нарушает его права и законные интересы, в том числе ограничивает право на поступление на государственную гражданскую службу.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 06 февраля 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и на неправильное применение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца адвокат Пономарев А.А. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Административный истец Магомедов С.В, представители административного ответчика призывной комиссии МО "г.Ломоносов" Санкт-Петербурга и заинтересованного лица ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили и не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Магомедову С.В, "дата" года рождения, 27 лет исполнилось "дата" 2015 года. До достижения 27 лет, на воинском учете в военном комиссариате города Санкт-Петербурга по Петродворцовому району Магомедов С.В. не состоял.
Как усматривается из материалов дела, административный истец до достижения 27 лет в период с 29 ноября 2011 года по 25 ноября 2014 года был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес" Так же по указанному адресу он зарегистрирован после достижения 27 лет по месту пребывания на период с 05 июля 2016 года по 01 июля 2021 года.
Между тем, для постановки на военный учет Магомедов С.В. в отдел военного комиссариата Петродворцового района по Санкт-Петербургу не явился, никаких сведений о месте жительства или работы в районный военкомат не сообщил.
Согласно ответа военного комиссара Петродворцового района Санкт-Петербурга от 25 июня 2018 года N 1086 и объяснений представителя административного истца, изложенных в суде (л.д. 75), впервые Магомедов С.В. прибыл в военный комиссариат Петродворцового района Санкт-Петербурга 19 апреля 2017 года с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением возраста 27 лет. В этот же день Магомедов С.В. принят на воинский учет, заведена личная карточка гражданина. На момент постановки на учет Магомедову С.В. было полных 28 лет "... " месяцев.
По результатам медицинского освидетельствования, проведенного в период весеннего призыва 2017 года, заключением врача, руководящего медицинским освидетельствованием граждан, подлежащих призыву на военную службу Магомедов С.В. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности "Б-3").
Заключением призывной комиссии МО "г.Ломоносов" Санкт-Петербурга от 01 июня 2017 года Магомедов С.В. зачислен в запас по достижении возраста 27 лет, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Решение призывной комиссии является правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Пунктом 1.1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Пункт 1.1 статьи 28 названного Федерального закона введен в действие Федеральным законом от 02 июля 2013 года N 170-ФЗ, вступившим в законную силу с 01 января 2014 года.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.
В соответствии с пунктом 34 названного Положения, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из содержания приведенных норм следует, что при проверке законности оспариваемого административным истцом решения призывной комиссии, оценке подлежат обстоятельства, в связи с которыми Магомедов С.В. в период с 01 января 2014 года до "дата" 2015 года (т.е. до достижения им 27-летнего возраста) не исполнил обязанность по прохождению военной службы, с точки зрения их обоснованности и возникновения объективных причин, препятствующих для призыва гражданина Российской Федерации на военную службу, в отсутствие действий самого Магомедова С.В, препятствующих его призыву на военную службу.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а так же собщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет (ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе")
Таким образом, на граждан, подлежащих призыву на военную службу, в случае переезда на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, возложена обязанность сообщать в военный комиссариат об изменении своего места жительства и являться в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
Между тем, в период с 01 января 2014 года до "дата" 2015 года Магомедов С.В. на учете в военном комиссариате по месту пребывания не состоял, сведений о месте жительства или работы в районный военкомат не сообщал. Тем самым воспрепятствовал проведению в отношении и него мероприятий, связанных с призывом на военную службу, поскольку именно неправомерное бездействие административного истца, выразившееся в несообщении в военный комиссариат адреса своего проживания (пребывания) в городе Санкт-Петербурге сделало невозможным исполнение призывной комиссией обязанности пригласить Магомедова С.В. в военный комиссариат для участия в мероприятиях по призыву граждан на военную службу и призвать его на военную службу до достижения 27 лет.
Следовательно, у призывной комиссии имелись предусмотренные законом основания для вынесения в отношении Магомедова С.В. заключения о зачислении в запас по достижении 27-летнего возраста, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Довод апелляционной жалобы о наличии у административного истца заболевания " "... "", подтверждающегося справкой, выданной Магомедову С.В. 30 мая 2018 года врачом- "... " и позволяющего установить категорию годности к военной службе "В" - ограничено годен, освободив Магомедова С.В от призыва на военную службу по основаниям, изложенным в п. "а" ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку доказательств наличия у истца данного заболевания в возрасте до 27 лет, а также прохождения им лечения в медицинских учреждениях в связи с заболеванием, ни призывной комиссии, ни суду не представлено.
В качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении административного иска судом первой инстанции обоснованно указано на пропуск административным истцом трехмесячного срока, установленного ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для обжалования в судебном порядке решения органа государственной власти и отсутствие правовых оснований для его восстановления.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено судом первой инстанции, Магомедов С.В. на заседании призывной комиссии 01 июня 2017 года присутствовал лично, что не отрицал в судебном заседании представитель административного истца (л.д. 75).
В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 12 сентября 2017 года, то есть с пропуском срока, установленного ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, равно как доказательств наличия обстоятельств, препятствующих административному истцу своевременно обратиться за судебной защитой, Магомедовым С.В. не заявлено и не представлено.
Изложенное позволяет Судебной коллегии согласиться с правильностью вывода суда первой инстанции о пропуске административным истцом трехмесячного срока для обращения в суд с административным иском об оспаривании решения органа государственной власти и отсутствием оснований для его восстановления, поскольку о нарушении своих прав в связи с принятием призывной комиссией МО "г.Ломоносов" Санкт-Петербурга 01 июня 2017 года оспариваемого решения административному истцу стало известно в день его вынесения.
Следовательно, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь ч. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 06 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.