Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Топорковой С.А., судей Местниковой С.А., Холмогорова И.К., при секретаре Васильевой Л.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 02 июля 2018 года по делу по иску Пахомова Э.А. к Федеральной службы исполнения наказаний России о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи рапорта, которым
п о с т а н о в л е н о:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным и отменить выписку из протокола ФСИН России N39 от 18.10.2017 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России установить допущенное нарушение прав Пахомова Э.А. путем постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи рапорта 03.12.2013.
Заслушав доклад судьи Холмогорова И.К, пояснения представителя ответчика Ситниковой О.С, истца Пахомова Э.А, судебная коллегия
установила:
Пахомов Э.А. обратился в суд с указанным иском к ответчику, указывая, что 03.12.2013 обратился с рапортом о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. 12.12.2013 комиссия УФСИН России по РС (Я) направила документы в ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. 05.05.2015 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В марте 2016 года решением Якутского городского суда РС (Я) признана незаконным и отменена выписка из протокола ФСИН России N22 от 05.05.2015 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Возложена обязанность на Комиссию ФСИН России устранить допущенное нарушение его прав путем рассмотрения его документов в течение месяца с момента получения вступившего в законную силу решения суда. Начато исполнительное производство N... от 29.03.2016. Но 03.05.2018 поступил отказ ответчика. С данным отказом он не согласен, считает, что нарушены его права и законные интересы.
Просит признать незаконным протокол N... от 18.10.2017 об отказе в постановке на учет; возложить обязанность на комиссию ФСИН России устранить допущенное нарушение его прав путем постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи рапорта 03.12.2013.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением суда, представитель ответчика Ситникова О.С. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что при рассмотрении дела судом были нарушены нормы материального права, Судом не принято во внимание положения п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Удовлетворяя исковые требования Пахомова Э.А, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для отказа истцу в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты у комиссии ФСИН России не имелось, истцом ответчику были представлены все необходимые документы.
Данный вывод суда первой инстанции признается судебной коллегией правильным.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату (далее - ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
В силу ч. 8 этой же статьи сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (далее по тексту - Правила), в целях постановки на учет для получения ЕСВ сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Данный перечень документов является закрытым, не может толковаться расширительно комиссией.
По смыслу приведенных нормативных положений комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как следует из материалов дела, 03 декабря 2013 года истец обратился к ответчику с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Якутского городского суда РС(Я) от 29 марта 2016 года признана незаконным и отменена выписка из протокола ФСИН России N22 от 05.05.2015 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Возложена обязанность на Комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России устранить допущенное нарушение его прав путем рассмотрения его документов в течение месяца с момента получения вступившего в законную силу решения суда.
Решением комиссии ответчика от 18.10.2017 истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369 (представлены выписки ЕГРН на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, представленные только 81 территориальными Управлениями Росреестра (не всеми ТО).
Судом установлено, что истец и его члены семьи не имеют на территории Российской Федерации недвижимого имущества. Из уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, Кадастра и Картографии следует, что отсутствуют в ЕГРН сведения о недвижимости с 1998 года на истца и членов его семьи по всей территории РФ (л.д.12-15, 19-21).
При этом судебная коллегия обращает внимание, что указанные обстоятельства свидетельствуют, что никаких действий по ухудшению жилищных условий истец и члены его семьи не совершали. Доказательств, свидетельствующих о намеренном совершении истцом или членами его семьи действий по ухудшению жилищных условий с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлено.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении исковых требований.
Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о непредставлении истцом всех документов, названных в п. 5 Правил, являются необоснованными по приведенным выше мотивам.
При этом, пункт 5 Правил, на который имеется ссылка в решении комиссии, не содержит обязанности гражданина, обратившегося с заявлением о постановке на учет, по представлению документов о ранее имевшихся у него жилых помещениях, не оговаривает срок, за который нужно представить информацию о ранее имевшихся в собственности помещений, т.к. в силу п. "и" п. 5 Правил необходимо представление документов, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (т.е. справку о жилых помещениях на момент подачи заявления, с целью определения нуждаемости в жилье).
Таким образом, норм норма подп. "и" п. 5, в отличие от п. "з" п. 5 Правил прямо не предусматривает предоставление справок из ЕГРП за последние пять лет, то доводы ответчика об обратном подлежат отклонению.
Оснований для возложения на гражданина обязанности по представлению иных документов при подаче заявления о постановке на учет ни в нормах Федерального закона N 283-ФЗ, ни в нормах Правил не имеется, при том, что указанный в п. 5 Правил перечень документов, прилагаемых к заявлению, является исчерпывающим.
В силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации, Правительством же утверждены указанные выше Правила, которые предусматривают закрытый перечень документов, подлежащих предоставлению истцом при подаче заявления (п. 5 Правил), не возлагают на заявителя обязанности по представлению иных документов.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, поскольку по существу сводятся к неправильному толкованию норм материального права и неправильной оценке обстоятельств дела ответчиком, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебного решения.
При этом иное толкование ответчиками норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств. Обстоятельства, влекущие в соответствии с частью 4 статьи 330 ГПК РФ отмену решения суда, не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 02 июля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: С.А. Топоркова
Судьи: С.А. Местникова
И.К. Холмогоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.