Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Скакуна А.И.,
при секретаре Юдиной М.Д,
с участием прокурора Никонова В.В, представителя административного истца Ушницкого И.В, представителя Окружной администрации г.Якутска Гудимова Д.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда от 22 июня 2018 года по делу по административному иску Шамаев В.В. к Окружной администрации г.Якутска о признании недействующим нормативно-правового акта, которым
постановлено:
Административный иск удовлетворить.
Признать недействующим полностью со дня принятия постановление Окружной администрации г.Якутска от 17 октября 2017г. N264п "О внесении изменения в Административный регламент предоставления Окружной администрацией г.Якутска муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденный постановлением ОА г.Якутска от 27 февраля 2015г. N49п.
Опубликовать сообщение о принятом решении в газете "Эхо столицы" в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ОА г.Якутска в пользу Шамаева В.В. судебные расходы в сумме 2 400 руб.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В, пояснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шамаев В.В. обратился в суд с административным иском о признании недействующим постановления Окружной администрации г.Якутска от 17 октября 2017г. N264, которым внесены изменения в Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена". Требования обосновал тем, что в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Также согласно пп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ. Считает, что исключение из Административного регламента перечня лиц, имеющих право на первоочередное приобретение земельных участков без проведения торгов инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, нарушает права последних и не соответствует федеральному законодательству. Указывает, что он является отцом ребенка-инвалида, и при обращении к администрации города с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка последовал отказ со ссылкой на основания, не предусмотренные Административным регламентом. Полагает, что оспариваемое постановление не позволяет ему реализовать свое право на приобретение земельного участка. Просил признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом принято вышеуказанное решение, которое обжаловано административным ответчиком. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права. Указывает, что федеральным законодательством отражено лишь льготное право на получение земельного участка в первоочередном порядке инвалидами, и не обязывает орган местного самоуправления предоставить им по заявлению выбранный земельный участок. Кроме того, предоставление земельного участка данной категории в таком порядке лиц приведет к нарушению прав других категорий лиц, имеющих право на первоочередное предоставление земельных участков и во внеочередном порядке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с чч.1 и 2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
Суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (п.1 ч.2 ст.1 КАС РФ).
Согласно ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что постановлением Окружной администрации г.Якутска от 27 февраля 2015г. N49п утвержден Административный регламент предоставления Окружной администрацией г.Якутска муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", опубликован в издании "Эхо столицы" N22 от 03 марта 2015г. и является нормативным правовым актом в силу прямого указания в п.4 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Данный регламент определяет стандарт предоставления указанной муниципальной услуги и устанавливает сроки, последовательность административных процедур, действий при осуществлении муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена".
В редакции от 29.06.2017г. согласно пп.15 п.1.2.3 регламента муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам, обладающим правом на получение земельного участка без торгов, а именно, в аренду гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации
Постановлением Окружной администрации г.Якутска от 17 октября 2017г. N264п внесены в Административный регламент изменения об исключении из пп.15 п.1.2.3 слов "первоочередное или".
Соответственно, после внесения изменений данный подпункт отражен в следующем изложении: "земельного участка гражданам, имеющим право на внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации".
Между тем, в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно пп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодателем закреплено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства.
Пунктами 3 и 26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Согласно ч.1 ст.51 названного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Земельный кодекс РФ закрепил право органов местного самоуправления осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п.1 ст.5, п.2 ст.11).
По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч.1 и 4 ст.7 Закона N 131-ФЗ).
Таким образом, из норм действующего федерального законодательства следует, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся полномочия по предоставлению гражданам в собственность или в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется с предварительным согласованием предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии со ст.39.15 ЗК.
В соответствии с пп.1 п.2 ст.39.15 ЗК РФ к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Таким документом при приобретении земельного участка на основании пп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ является выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков (пп.39 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1).
Иной порядок предоставления земельного участка муниципальным органом не установлен.
С учетом внесенных изменений в пп.15 п.1.2.3 Административного регламента категория граждан - инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, исключена из числа лиц, обладающих правом на получение земельного участка без торгов, а именно, гражданам, имеющим право на первоочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами.
Административный ответчик при этом подтвердил, что иной механизм реализации своих прав данной категории граждан не разработан. В этой связи заслуживают внимания доводы административного истца о созданных препятствиях при реализации своих прав. В частности, истец ссылается на то, что в настоящее время у него не принимают заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданное в рамках реализации своих льготных социальных прав, со ссылкой на отсутствие нормативно-правового регулирования. Эти обстоятельства административный ответчик не отрицает.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал факт нарушения прав и законных интересов административного истца.
Административный истец Шамаев В.В. относится к числу семей, имеющих в своем составе инвалидов. Дочь Ф, _______г. рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой Бюро медико-социальной экспертизы N... от 10 марта 2017г. В связи с чем административный истец вправе обращаться в суд с требованиями о признании недействующим данного постановления, затрагивающего его права и законные интересы.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При рассмотрении административного дела судом установлено несоответствие оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания нормативного правового акта недействующим.
Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и в связи с его принятием административный истец не мог реализовать свое право на предварительное согласование предоставления земельного участка, суд правильно признал его недействующим со дня вступления решения в законную силу.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Вопрос о взыскании с административного ответчика судебных расходов судом разрешен в соответствии с положениями ст.114 КАС РФ.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Выводы суда обоснованны и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда по вышеуказанным обстоятельствам. Следует иметь в виду, что первоочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а лишь на тех лиц из указанной категории, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки, как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 22 июня 2018 года по делу по административному иску Шамаев В.В. к Окружной администрации г.Якутска о признании недействующим нормативно-правового акта оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Оконешникова М.М.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.