Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Сыреновой С.Н., Кычкиной Н.А.,
при секретаре Богатыревой Л.А,
с участием представителя административного истца Чистоедова Д.В, представителя Правительства РС(Я) Глазкова С.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Якутского городского суда от 19 июня 2018 года по делу по административному иску Егоровой Е.В. к Министерству архитектуры и строительного комплекса РС(Я), Министерству труда и социального развития РС(Я), Правительству РС(Я) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В, пояснения представителей сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Комиссии Правительства РС(Я) по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, от 12 мая 2016г. Егоровой Е.В. отказано в предоставлении социальной выплаты на основании п.п."ж" п.15 Порядка предоставления социальных выплат для приобретения жилья ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 28 февраля 2010г. N80, в связи с обеспеченностью жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной органом местного самоуправления, и выше.
Не согласившись с данным решением, Егорова Е.В. обратилась в суд, указывая о том, что является вдовой ветерана ВОВ и инвалидом *** группы, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2013г. в администрации сельского поселения "... наслег"... улуса, ее дом признан непригодным для проживания, в настоящее время проживает в частном доме, принадлежащем дочери. Считает, что ей незаконно отказано в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, поскольку она нуждается в улучшении жилищных условий. Ссылаясь на нарушение своих прав, просила суд признать решение Комиссии незаконным и обязать предоставить ей социальную выплату для приобретения жилья.
Судом принято вышеуказанное решение, которое оспаривается административным истцом. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, в связи с ошибочностью выводов суда. Указывает, что ее дом по адресу:.., жилой площадью *** кв.м. признан непригодным для проживания, в связи с чем нуждается в улучшении жилищных условий. Ввиду невозможности проживания в своем доме она в настоящее время проживает в жилом доме у своей дочери по адресу:.., общей площадью *** кв.м, что судом неправильно расценено как обеспеченность жилым помещением. Настаивает на правомерности своих требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрена социальная поддержка членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.
Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Во исполнение Федерального закона от 12 января 1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в части передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем указанных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, постановлением Правительства РС (Я) от 28.02.2010 г. N 80 утвержден Порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
Рассмотрение вопросов обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, членов их семей входит в полномочия Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета.
Согласно Порядку предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета, утвержденному Постановлением Правительства РС(Я) 25.05.06г, нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий определяется решением органа местного самоуправления по месту проживания в соответствии с учетной нормой жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, а также в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение о постановке на учет граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, или об отказе в постановке на учет принимается органами местного самоуправления в 20-дневный срок с даты подачи заявления гражданином.
В соответствии с п.11. Порядка предоставления социальных выплат для приобретения жилья ветеранам ВОВ граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, включаются в список, утверждаемый органом местного самоуправления.
Согласно п.15 Порядка предоставления социальных выплат для приобретения жилья ветеранам ВОВ Комиссия принимает решение об отказе в предоставлении социальной выплаты в случае отсутствия оснований для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (п."ж").
Частью первой ст.17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 г, как следует из ч.2 названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РС(Я) от 25 мая 2006г. N 226 утвержден Порядок предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета.
Решение вопросов предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов входит в полномочия Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета, состав которой утверждается распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия).
Согласно пп. "з" п.8.5 Порядка Комиссия принимает решение об отказе в предоставлении социальной выплаты в случае обеспеченности жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной органом местного самоуправления, и выше.
В силу ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также лица, являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.
Как следует из материалов дела, Егорова Е.В. является вдовой ветерана Великой отечественной войны, инвалидом *** группы, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации СП "... наслег"... улуса с 12 июня 2013г. - как вдова участника ВОВ, с 28 июля 2014г. - как инвалид *** группы.
Распоряжением и.о. главы МР "... улус (район)" от 26 октября 2015г. N... жилое помещение по адресу:.., 1968г. постройки, с печным отоплением, состоящее из двух комнат, общей площадью *** кв.м, принадлежащее Егоровой Е.В, признано непригодным для проживания. В данном доме истец была зарегистрирована с 18 апреля 2002г. по 20 октября 2014г.
В настоящее время истец проживает и зарегистрирована в жилом доме по адресу:.., принадлежащем С. и Е, общей площадью *** кв.м. В данном доме помимо нее зарегистрированы 4 человека, что подтверждается справкой наслежной администрации СП "... наслег" от 24 ноября 2015г.
С заявлением в Комиссию о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья Егорова Е.В. обратилась в 2016г.
Комиссией Правительства РС(Я) по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, от 12 мая 2016г. N... отказано в предоставлении социальной выплаты Егоровой Е.В. на основании п.п."ж" п.15 Порядка в связи с обеспеченностью жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной органом местного самоуправления, и выше.
При этом установлено, что на каждого члена семьи приходится по *** кв.м, что более учетной нормы, установленной в МО "... улус (район)" (9 кв.м.). Доказательств о том, что истец не является членом семьи своей дочери, суду не представлено.
Кроме того, предоставление гражданам социальных выплат производится в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005г. и включения в список на предоставление социальных выплат.
Истец на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении поставлена в 2013г. Доказательств о том, что она состояла на таком учете до 01 января 2005г. суду не представлено.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт отсутствия нуждаемости истца в жилом помещении, которая проживает и зарегистрирована в качестве члена семьи собственника в доме своей дочери по адресу:.., имеет право пользования данным жильем, проживает в нем с 2014г, обеспеченность ее жильем составляет более учетной нормы жилого помещения на одного человека.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения Комиссии Правительства РС(Я) об отказе в предоставлении Егоровой Е.В. социальной выплат на обеспечение жильем ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов.
При этом вывод суда об уважительности причин пропуска срока обращения в суд с настоящим административным иском нельзя признать обоснованным. Установлено, что обжалуемое решение Комиссии истцу через администрацию... улуса передано 26 мая 2016г, также письмом Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) от 28 июля 2017г. истцу доведена информация об отказе ей в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. В суд она обратилась 21 мая 2018г, то есть со значительным пропуском срока, установленного ч.1 ст.219 КАС РФ.
Вместе с тем, указанный неправильный вывод суда не привел к вынесению судом неправильного решения по делу, поэтому не может служить основанием для отмены судебного постановления,
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда. Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, лишь выражают несогласие с ними, сводятся к переоценке доказательств и основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 19 июня 2018 года по делу по административному иску Егоровой Е.В. к Министерству архитектуры и строительного комплекса РС(Я), Министерству труда и социального развития РС(Я), Правительству РС(Я) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Сыренова С.Н.
Кычкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.