Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Сыреновой С.Н., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Гороховой А.Ю.
с участием административного истца Корякина С.В, представителя административного ответчика Гудимова Д.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 22 июня 2018 года по делу по административному иску Джура В.С. к Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения, которым
постановлено:
Административный иск Джуры В.С. к Окружной администрации города Якутска удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска N429-УАиГП от 28 февраля 2018 года.
Обязать Окружную администрацию города Якутска устранить нарушение прав и требований закона при рассмотрении заявления Джуры В.С, указанных в настоящем решении суда, рассмотреть обращение Джура В.С. о внесении в Правила землепользования и застройки Городского округа "город Якутск" в срок не позднее 1 (одного) месяца со дня вступления в законную силу решения суда в соответствии с требованиями закона.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения явившихся сторон, судебная коллегия
установила:
Джура В.С. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав о том, что является владельцем земельного участка площадью ******** кв.м. с кадастровым номером ********, расположенного по адресу.., с разрешенным видом использования под индивидуальный жилой дом, который согласно Правилам землепользования и застройки ГО "Город Якутск" располагается в зоне ОД-ЗА (научно-исследовательского назначения). 19 февраля 2018 года обратился в Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной Администрации г. Якутска с заявлением о внесении изменений в градостроительные регламенты зоны ОД-ЗА и включении в качестве вспомогательного вида использования земельного участка разрешенное использование под ИЖС. Письмом от 28 февраля 2018 г. ему было отказано со ссылкой на невозможность отнесения земельного участка к территориальной зоне Ж-2А. Истец, ссылаясь на нарушение своих прав как собственника земельного участка, просил признать отказ в изменении территориальной зоны незаконным и обязать ответчика внести изменения в Правила землепользования и застройки г. Якутска путем дополнения условно-разрешенных видов использования в зоне ОД-3А - под ИЖС.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит административный ответчик.
В апелляционной жалобе представитель, ссылаясь на ст.ст.33, 37 Градостроительного кодекса РФ, а также на протокол заседания комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г.Якутска от 23 ноября 2017 г, указывает, что процедура рассмотрения и принятия решения по заявлению истца органом местного самоуправления соблюдена, выводы суда противоречат обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением Окружной Администрации г.Якутска N... р-1 от 27 июля 2000 г. истцу Джура B.C. на праве пожизненного наследуемого владения был предоставлен земельный участок площадью ******** кв.м. под ******** часть жилого дома по адресу... Данный участок впоследствии был разделен на два - площадью ******** кв.м. с кадастровым номером ******** и площадью ******** кв.м. с кадастровым номером ********. Оба вновь созданных участка относятся к категории земель населенного пункта: разрешенное использование первого (с кадастровым номером ********) - под ******** часть жилого дома, второго (с кадастровым номером ********) - под индивидуальный жилой дом. На последний участок зарегистрировано право пожизненного наследуемого владения истца, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N... от 26 декабря 2011 г.
По информации Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной Администрации г. Якутска, полученной Джура В.С. при обращении за выдачей градостроительного плана, земельный участок располагается в территориальной зоне ОД-ЗА (зона научно-исследовательского назначения), что послужило основанием для отказа истцу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
19 февраля 2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки ГО "город Якутск" и включении в качестве вспомогательного (условно-разрешенного) вида использования земельного участка в зоне ОД-3А - под ИЖС.
Письмом Управления архитектуры и градостроительной политики ОА г. Якутска от 28 февраля 2018 года истцу отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки по тем основаниям, что отнесение земельного участка к территориальной зоне Ж-2А в нарушение Генерального плана ГО "Город Якутск" невозможно.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен, основания для его принятия, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9 ст.226 КАС РФ).
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не представлено доказательств соблюдения установленного законом порядка принятия решения и компетенции лица, принявшего оспариваемое решение, не подтверждена обоснованность решения, его соответствие фактическим обстоятельствам, которые могли бы препятствовать удовлетворению обращения истца.
Судебная коллегия с указанными выводами суда не согласна по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) внесение изменений в правила землепользования и застройки (далее - Правила) осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Так, решение о внесении изменений в Правила принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (часть 5 ст.31). Одновременно с принятием такого решения главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в Правила являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (часть 2 статьи 33 ГрК РФ).
Комиссия в течение 30 дней со дня поступления предложения о внесении изменения в Правила осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в Правила или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации, который также в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в Правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
На территории муниципального образования Городской округ "город Якутск" действуют Правила землепользования и застройки, принятые решением Якутской городской Думы 23 декабря 2013 г. с учетом Генерального плана городского округа "город Якутск", утвержденного постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 16 марта 2003 года ПГС-30-1. Данные Правила регулируют правоотношения, связанные с землепользованием и застройкой на территории муниципального образования, основанные на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах этих территориальных зон, в том числе в целях защиты прав граждан.
Правила землепользования и застройки также регламентируют порядок внесения изменений. Так, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия), орган местного самоуправления городского округа "город Якутск", заинтересованные физические и юридические лица направляют предложения о внесении изменений в Правила в Комиссию, которая в течение 30 дней со дня поступления предложения о внесении изменения в Правила обеспечивает подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в Правила или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения и направляет его главе городского округа "город Якутск" (ст.10.1). Глава городского округа "город Якутск" с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные Правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Таким образом, исходя из положений статьи 33 ГрК РФ, Правил землепользования и застройки Городского округа "город Якутск", внесение изменений в указанные Правила в части изменения зоны градостроительного регламента по видам и параметрам разрешенного использования спорного земельного участка должно производиться путем подачи соответствующих документов в Комиссию по Правилам землепользования и застройки Городского округа "город Якутск", с последующим проведением публичных слушаний.
Из материалов дела следует, что Джура В.С. с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в вышеуказанную Комиссию не обращался: его обращение от 19 февраля 2018 г. адресовано главному архитектору Управления архитектуры и градостроительной политики, которое, являясь структурным подразделением Окружной Администрации г.Якутска, полномочиями по принятию решений о внесении изменений в Правила не обладает, то есть является неуполномоченным органом.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования (пункт 1 части 2 ст.33 ГрК РФ).
В письменном ответе на обращение истца главный архитектор г.Якутска сослался на решение Комиссии по Правилам землепользования и застройки Городского округа "город Якутск" от 23 ноября 2017 г, согласно которому заявления о внесении в Правила изменений, не соответствующих Генеральному плану г.Якутска, на рассмотрение заседания Комиссии не вносятся.
Истцом не оспаривалось и материалами дела подтверждается, что Генеральным планом Городского округа "город Якутск" предусмотрено расположение земельного участка с кадастровым номером ******** в зоне научно-исследовательского назначения (ОД-3А).
Согласно части 5 статьи 35 ГрК РФ общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи (часть 6).
Из материалов дела усматривается, что на вышеуказанном земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства, участок используется в настоящее время под огород.
Судом данные обстоятельства и требования закона не были учтены, в связи с чем обжалуемое решение по делу подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела (п. п. 2 и 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ), с принятием нового решения по административному делу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 308 - 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 22 июня 2018 года по делу по административному иску Джура В.С. к Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска - отказать.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Сыренова С.Н.
Оконешникова М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.