Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием представителя истца Габышева А.С, представителя ответчика Спиридонова А.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Габышева А.С. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2018 года, которым по административному делу по административному иску Черкасова Р.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска об оспаривании отказа в перераспределении земельного участка,
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении административного иска Черкасова Р.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения отказать.
Заслушав доклад судьи Сыреновой С.Н, пояснения лиц, участвующих по делу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черкасов Р.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование своего иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу:.., предоставленного в целях использования для индивидуального жилищного строительства. В декабре 2017 года обратился в ОА г. Якутска с заявлениями о перераспределении указанного земельного участка. Письмом от 09.01.2018 административный ответчик отказал в перераспределении земельного участка, в связи с тем, что в результате перераспределения испрашиваемый земельный участок будет налагаться на территорию общего пользования - "красные линии", а также испрашиваемая часть участка расположена в территориальной зоне Л-1, где вид разрешенного пользования под ИЖС не предусмотрен.
Черкасов Р.А. считает, что административный ответчик необоснованно отказал в перераспределении земельного участка, поскольку земельный участок не располагается в лесной зоне либо зоне, занятой растительностью, водоемами, поверхностными водами, а "красные линии" не зарегистрированы в ЕГРН.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с вынесенным решением суда, представитель административного истца обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить исковое заявление, судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права. Сведения из ИСОГД N... от 01.06.2018 и графические материалы к ним не имеют силу нормативно-правового акта обязательного для исполнения всеми землепользователями. Суд не опроверг ссылку административного истца на приказ Минэкономразвития РФ N540 от 01.09.2014, где код 2.1 "Классификатора видов разрешенного использования земельных участков" разрешает индивидуальное жилищное строительство.
В судебное заседание истец не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представлял. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие, в присутствии его представителя.
Изучив материалы административного дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Черкасов Р.А. является собственником земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу:.., предоставленного в целях использования для индивидуального жилищного строительства.
В декабре 2017 года обратился в ОА г. Якутска с заявлениями о перераспределении указанного земельного участка.
Письмом от 09.01.2018 административный ответчик отказал в перераспределении земельного участка по тем основаниям, что в результате перераспределения испрашиваемый земельный участок будет налагаться на территорию общего пользования - "красные линии", а также испрашиваемая часть участка расположена в территориальной зоне Л-1, где не предусмотрено использование под ИЖС.
Судом первой инстанции было установлено, что административный истец просил перераспределить земельный участок за счет части территории существующего проезда в квартале индивидуальной жилой застройки.
Границы проезда определены проектом планировки центральной части г. Якутска, утвержденным 02.12.2009 и распоряжением "Об утверждении проекта планировки территории кварталов N 150, 151, 152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций г. Якутска" (красные линии) от 21.10.2013 N.., что подтверждается представленными ответчиком сведениями ИСОГД от 01.06.2018 и графическими материалами к ним. Проект планировки улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций утверждены в установленном законом порядке по результатам публичных слушаний.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
По смыслу пунктов 2, 3 данной статьи такое перераспределение осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с положениями ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (часть 2). Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования (часть 4).
На основании пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом, установленными правилами землепользования и застройки.
В рассматриваемом случае, из сведений ИСОГД следует, что проект межевания территории, где располагается предполагаемый к перераспределению земельный участок, утвержден. При этом испрашиваемый участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии) и находится в зоне "Л-1" (зона городских лесов; территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе к перераспределению испрашиваемого земельного участка.
Доводы заявителя жалобы о том, что выписка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) от 01.06.2018 не является надлежащим доказательством по делу, поскольку включенные в нее сведения носят производный характер и отсутствуют в соответствующей градостроительной документации, являются необоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, информационные системы представляют собой организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещает их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Согласно пункту 6 Положения "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363, информационная система имеет 9 основных разделов, в том числе раздел III "Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию", содержащий сведения, предусмотренные пунктом "в" части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 46 Закона Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 644-З N 181-IV (ред. от 21.02.2018) "О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия)" (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 29.12.2008 З N 182-IV) информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации систематизированный свод открытых и общедоступных документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений, ведение которого осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления городских округов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления городских округов или подведомственными им муниципальными учреждениями.
Уполномоченным органом по выдаче сведений из ИСОГД является Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска.
Также, согласно пункту 4.5 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, после утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий.
С учетом изложенного, судами обоснованно в качестве доказательства наличия красных линий и территориальной зоны принята выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 01.06.2018.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые бы не были проверены судом первой инстанции и которым не дана надлежащая оценка, вследствие чего отмену правильного решения суда не влекут.
Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому правильное по существу решение суда, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2018 года по административному делу по административному иску Черкасова Р.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска об оспаривании отказа в перераспределении земельного участка оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Оконешникова М.М.
Сыренова С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.