Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Абдуллиной Г.А. и Гайнуллина Р.Г,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Зиазетдинова А.А. на решение Вахитовского районного суда г.Казани от 11 мая 2018 года, которым отказано в удовлетворении иска Зиазетдинову А.А. к Министерству образования и науки Республики Татарстан о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Зиазетдинова А.А. в поддержку апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан - Мосуновой Е.С. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зиазетдинов А.А. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. В обоснование указано, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании постановления Главы администрации Приволжского района г..Казани от 10 ноября 2003 года N1625 "О назначении опеки над несовершеннолетним Зиазетдиновым Артуром, "дата"" в связи с тем, что мать, Зиазетдинова Г.Г, "адрес" находилась в розыске как без вести пропавшая, а сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Его опекун Зиазетдинова Н.Н. не была уведомлена о том, что он имел право быть включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. О возможности постановки его на учет опекун узнала случайно из неофициальных источников в 2016 году, сразу предприняла меры по сбору необходимых документов, предоставила заявление в Министерство образования и науки Республики Татарстан 18 августа 2016 года. Рассмотрев заявление, Министерство образования и науки Республики Татарстан на основании решения от 21 октября 2016 года N36 включило его в данный список с 18 августа 2016 года. Он мог состоять в списке нуждающихся в жилом помещении с 14 лет, т.е. с 2008 года, войти в реестр получателей жилого помещения после совершеннолетия, в 2012 году, и получить жилье в ближайшее время. Истец по независящим от него обстоятельствам, не смог написать заявление в 2008 году, в силу несовершеннолетия, а опекун не была об этом уведомлена.
Истец просил включить его в реестр лиц, подлежащим обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с 2012 года.
В судебном заседании Зиазетдинов А.А. поддержал заявленные требования.
Представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан - Зайнуллин А.Р. иск не признал.
Суд отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Зиазетдинов А.А. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе ссылается на те же доводы, что и в обоснование своего искового заявления, выражает несогласие с выводами суда.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно.
В соответствии с положениями ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ст.2 вышеуказанного Закона законные представители детей-сирот представляют заявления о включении детей-сирот в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда (далее - список), в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или на бумажном носителе не позднее 30 дней со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом оснований для предоставления указанным детям-сиротам жилых помещений.
К заявлению о включении в список прилагаются копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность ребенка-сироты, документ, удостоверяющий личность законного представителя и его полномочия, либо документ, свидетельствующий об объявлении ребенка-сироты полностью дееспособным (эмансипированным), а также документы, подтверждающие статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Заявления о включении в список также могут представить в уполномоченный орган: 1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), если они не были в установленном настоящим Законом порядке включены в список до приобретения ими полной дееспособности, - до достижения ими совершеннолетия; 2) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном настоящим Законом порядке включены в список до 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список направляет гражданину, подавшему соответствующие документы, документ, подтверждающий принятие решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список, с приложением заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
Решения о включении либо об отказе во включении детей-сирот в список и заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке.
В силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 мая 2013 года N312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", Министерству науки и образования Республики Татарстан переданы полномочия по формированию списка детей-сирот и ведению реестра детей-сирот - получателей жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу. Названный закон вступил в силу с 1 января 2013 года.
Согласно положениям ч.ч. 1, 3, ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ действие положений статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.ч. 1-5 ст.3 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" жилые помещения предоставляются гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо по окончании срока пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги до достижения ими 18 лет.
За один год до достижения ребенком-сиротой 18 лет либо окончания срока его пребывания в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги законный представитель, обращается в уполномоченный орган с ходатайством об обеспечении жилым помещением ребенка-сироты. При изменении сведений, содержащихся в ранее представленных документах, законный представитель сообщает об изменениях указанных сведений в ходатайстве.
На основании поданных ходатайств уполномоченный орган формирует реестр детей-сирот - получателей жилых помещений специализированного жилищного фонда, о включении в который законные представители уведомляются в 10-дневный срок.
В течение 30 дней со дня наступления обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, дети-сироты подают заявление в уполномоченный орган о предоставлении им жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Не позднее 15 дней с даты подачи заявления, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении жилого помещения и заключает договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Из материалов дела следует, что Зиазетдинов А.А. родился "дата".
Главой администрации Приволжского г.Казани 10 ноября 2003 года вынесено постановление N1625 "О назначении опеки над несовершеннолетним Зиазетдиновым Артуром, "дата" и закреплении за ним жилой площади по адресу: "адрес" кв." согласно которого Зиазетдинова Н.Н. назначена опекуном несовершеннолетнего внука Зиазетдинова Артура.
21 октября 2016 года решением Министра образования и науки РТ Зиазетдинов А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями с 18 августа 2016 года.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями с "дата", т.е. с момента соответствующего обращения.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции.
Кроме того, как правильно отмечено судом первой инстанции, истцом не представлено доказательств, что он либо его опекун обращались с заявлением к ответчику о предоставлении жилого помещения в 2012 году.
Согласно положениям ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г.Казани от 11 мая 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Зиазетдинова А.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.