Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А,
судей Калимуллина Р.Я, Тютчева С.М,
при секретаре судебного заседания Горбуновой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Климовой М.И. Кашаповой Р.Х. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 14 июня 2018 года, которым исковые требования Климовой М.И. к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан об установлении способа управления домом, возложении обязанности исключить из реестра оставлены без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан Галлямовой Т.Х, представителя третьего лица ООО "Управляющая компания Жилищник-4" - Афанасьевой Е.В, возражавших доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Климова М.И. обратилась с иском к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан об установлении способа управления многоквартирным домом, возложении обязанности исключить из реестра лицензий управляющую компанию.
В обоснование иска указано, что Климова М.И. является собственником жилого помещения "адрес".
Указанный многоквартирный дом с 2007 года по 26 декабря 2015 года находился в управлении товарищества собственников жилья "Азино-1".
06 декабря 2015 года собственником дома инициировано собрание (протокол от 11 января 2016 года), одним из вопросов на повестку дня которого вынесен вопрос о смене способа управления домом на управляющую организацию.
Решением Советского районного суда от 25 июля 2016 года решение общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома, проведённого в период с 27 декабря 2015 года по 10 января 2016 года, по результатам которого составлен протокол от 11 января 2016 года, признан недействительным (ничтожным).
28 декабря 2016 года проведено очередное собрание, одним из вопросов которого являлся выбор способа управления домом - управляющая организация.
Решением Советского районного суда города Казани от 15 августа 2017 года решение собственников признано также недействительным и ничтожным.
Поскольку Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан по настоящее время не исключила многоквартирный дом из реестра лицензии юридического лица - ООО "Управляющая компания Жилищник-4", Климова М.И. просила установить способ управления домом "адрес" с 27 декабря 2015 года по настоящее время - товарищество собственников жилья "Азино-1" (ИНН 1660116733) согласно выбранному способу управления собственниками дома, дата протокола 05 ноября 2007 года, возложить на инспекцию обязанность по исключению из реестра лицензии ООО "Управляющая компания Жилищник-4" многоквартирный дом "адрес".
В суде первой инстанции представитель истицы Климовой М.И. в исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан исковые требования не признал.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "Управляющая компания Жилищник-4" просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель Климовой М.И. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. В обоснование жалобы заявитель ссылается на те же доводы, что изложены в исковом заявлении. Отмечается, что судом не указано, на каком основании ООО "Управляющая компания Жилищник-4" осуществляла управление домом "адрес" в 2016-2017 годах. Податель жалобы также указывает, что ответчик обладал информацией о признании решений общих собраний о смене способа управления многоквартирным домом недействительными, однако изменений в реестр лицензии ООО "Управляющая компания Жилищник-4" относительного названного дома не внёс.
Представитель ответчика Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан Галлямова Т.Х, представитель третьего лица ООО "Управляющая компания Жилищник-4" Афанасьева Е.В. в суде апелляционной инстанции доводам апелляционной жалобы возражали.
Истица Климова М.И. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена, ходатайств не представила, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что оснований к его отмене не имеется.
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией, и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону.
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Многоквартирный жилой дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу положений статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2).
Из материалов дела следует, что Климова М.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: "адрес", оформленного протоколом от 11 января 2016 года изменён способ управления домом - с управления товариществом собственников жилья (товарищество собственников жилья "Азино-1") на управление управляющей организации. В качестве управляющей организации избрано ООО "Управляющая компания Жилищник-4".
Решением Советского районного суда города Казани от 25 июля 2016 года данное решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома признано недействительным (ничтожным). Решение вступило в законную силу.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: "адрес", оформленного протоколом от 28 декабря 2016 года, способ управления домом вновь изменён с управления товариществом собственников жилья на управление управляющей организации. В качестве управляющей организации также избрано ООО "Управляющая компания Жилищник-4".
Решением Советского районного суда города Казани от 15 августа 2017 года указанное решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома признано недействительным (ничтожным). Решение вступило в законную силу.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: "адрес", оформленного протоколом от 30 декабря 2017 года, для управления указанным домом избрано ООО "Управляющая компания Жилищник-4".
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекция Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года N 1068, Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан является органом исполнительной власти, осуществляющим государственный жилищный надзор и лицензионный контроль на территории Республики Татарстан.
ООО "Управляющая компания Жилищник-4" известило о данном решении Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан письмом N 03/18-02 от 09 января 2018 года (вх. N 989 от 05 февраля 2018 года).
ООО "Управляющая компания Жилищник-4" имеет лицензию от 07 апреля 2015 года N 74. Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Татарстан размещен на официальном сайте Государственной жилищной инспекция Республики Татарстан.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства, свидетельствующие о неисполнении ответчиком обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми и иными актами, при рассмотрении дела не установлены, истцовой стороной по существу не приведены.
Кроме того, судом отмечено, что истицей не приведены обоснованные доводы о нарушении её прав и свобод, допущенных именно заявленным ответчиком, и не представлены какие-либо подтверждающие это доказательства.
Согласно части 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации принят Приказ Минстроя России от 25 декабря 2015 года N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
Согласно пункту 2 указанного Приказа (в редакции от 25 декабря 2015 года, действующей в период рассматриваемых правоотношений) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Вместе с тем, судом первой инстанции при рассмотрении спора было установлено, что лицензиат ООО "Управляющая компания Жилищник-4" в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан с заявлением об исключении многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", из реестра лицензий, в связи с признанием решений общих собраний о выборе данного общества в качестве управляющего организации недействительными, не обращалось.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что в материалы рассматриваемого дела истцовой стороной не представлено доказательств, позволяющих полагать, что у Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, в отсутствие соответствующего заявления со стороны лицензиата, имелись достаточные основания для самостоятельного внесения изменений в реестр.
При этом, судебная коллегия учитывает, что пунктом 5 Приказа Минстроя России от 25 декабря 2015 года N 938/пр установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения, в том числе, условия об отсутствии судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
Таким образом, представление лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан заявления о внесении изменений в реестр, также не являлось бы безусловным основанием для внесения таких изменений в соответствующий реестр, поскольку из анализа вышеуказанной нормы следует, что такое заявление, прежде всего, должно быть подвергнуто со стороны органа государственного жилищного надзора проверке, в том числе, на предмет соблюдения условия об отсутствии судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, что в данном случае, при установленном судом отсутствии согласия собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", по поводу способа управления домом, было необходимо.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что товарищество собственников жилья "Азино-1" в настоящее время управление многоквартирными домами не осуществляет, согласно сведений Единого государственного реестра юридических лиц (по состоянию на 31 мая 2018 года), раздел N 7, регистрирующим органом 06 октября 2017 года принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица.
Согласно данным Государственной информационной системы мониторинга жилищного фонда Республики Татарстан, в управлении товарищества собственников жилья "Азино-1" многоквартирные дома не находятся с 01 января 2016 года.
Таким образом, утверждения подателя жалобы о том, что несмотря на признание судом решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленных протоколами от 11 января 2016 года и 28 декабря 2016 года недействительным, ООО "Управляющая компания "Жилищник-4" продолжала осуществлять действия по управлению домом, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на субъективном толковании норм права.
Так, нормы жилищного законодательства направлены на обеспечение непрерывности осуществления деятельности по управлению и обслуживанию многоквартирных домов в целях соблюдения прав жильцов и безопасности эксплуатации домов.
В этой связи ООО "Управляющая компания "Жилищник-4", лишенная возможности после вступления вышеназванных решений судов в законную силу передачи технической документации товариществу собственников жилья "Азино-1", которое осуществляло эту деятельность до признанных в дальнейшем недействительными решений общего собрания собственников помещений, в связи с отсутствием деятельности данного лица, вынуждено было в силу закона осуществлять необходимые мероприятия по жизнеобеспечению данного дома.
При этом подобная фактическая деятельность управляющей организации не может оцениваться как договорная, поскольку согласования существенных условий деятельности по управлению домом сторонами в данном случае не имелось.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию представителя истицы с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учётом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 14 июня 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Климовой М.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.