Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Нурмиева М.М,
судей Камалова Р.И. и Миннегалиевой Р.М,
при секретаре судебного заседания Ахмадеевой А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Шакирова Ф.В. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 15 июня 2018 года, которым Шакирову Ф.В. отказано в удовлетворении заявленного к МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" иска о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и передать земельный участок в собственность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Шакирова Ф.В, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шакиров Ф.В. обратился к МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" (далее - МКУ "УЗИО НМР РТ", Управление) с иском о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и передать земельный участок в собственность.
В обоснование иска указано, что истец обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью
980 кв.м, расположенного по адресу "адрес" Уведомлением от 20 апреля 2018 года ответчик отказал истцу в утверждении схемы расположения земельного участка, мотивировав отказ тем, что истребуемый участок находится в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника. Истец полагал, что указанное ответчиком обстоятельство не может быть основанием для отказа в утверждении схемы расположения расположенного в границах садоводческого товарищества участка, поскольку он не изъят из оборота и Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает возможность приватизации подобных участков. Кроме того, границы санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника не установлены постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации. В связи с изложенным истец просил признать незаконным названное уведомление от 20 апреля 2018 года, обязать ответчика утвердить схему расположения названного земельного участка и предоставить участок в собственность истца.
Истец Шакиров Ф.В. в суде первой инстанции иск поддержал.
Представитель ответчика МКУ "УЗИО НМР РТ" в суд первой инстанции не явился.
Представитель третьего лица садоводческого товарищества "Строитель" Арсланов А.А. в суде первой инстанции просил иск удовлетворить.
Представитель третьего лица ГБУ "Государственное ветеринарное объединение г. Нижнекамска" Храмова А.В. в суде первой инстанции мнения по иску не высказала.
Представители третьих лиц исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, территориального отдела в Нижнекамском районе и г. Нижнекамск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в суд первой инстанции не явились.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Шакиров Ф.В. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым иск удовлетворить. В жалобе повторяются доводы иска о том, что истребуемый земельный участок не изъят из оборота, а также о том, что границы санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника не установлены в предусмотренном порядке. Податель жалобы отмечает, что установление распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан границ самого сибиреязвенного скотомогильника не может подменять установления границ его санитарно-защитной зоны.
Представитель ответчика МКУ "УЗИО НМР РТ", представители третьих лиц садоводческого товарищества "Строитель", ГБУ "Государственное ветеринарное объединение г. Нижнекамска", исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, территориального отдела в Нижнекамском районе и г. Нижнекамск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
С учётом отсутствия сведений о наличии уважительных причин для их неявки судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим частичной отмене.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу положений пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно положениям пунктов 1, 3 статьи 14 Федерального закона от
15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных указанной статьёй. Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. В случае, если указанные в абзаце втором или пятом названного пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов.
Согласно положениям пункта 2.8 статьи 3 того же Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 указанной статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином.
Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа. В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом названного пункта органы самостоятельно запрашивают: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя); сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
В силу положений пункта 2.10 того же Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 названной статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 названной статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Согласно положениям пунктов 1, 2, 4, 13, 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено указанным Кодексом. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 названной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 названного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно положениям пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
По делу установлено, что 20 марта 2018 года истец Шакиров Ф.В. направил в Нижнекамский филиал ГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан" заявление о закреплении за ним на праве собственности земельного участка площадью 980 кв.м, расположенного по адресу
"адрес"
Уведомлением от 20 апреля 2018 года N 1245 Управление отказало истцу в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на то, что участок предположительно находится в границах 1000-метровой санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, расположенного близ оз. Подборное.
Отказывая в удовлетворении требования Шакирова Ф.В. о признании изложенного в названном Уведомлении отказа незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений пункта 5.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 (далее - Санитарные правила), в санитарно-защитной зоне не допускается размещать территории садоводческих товариществ.
С выводом суда первой инстанции о необоснованности названного требования судебная коллегия согласиться не может.
Как указывалось выше, основанием для отказа в удовлетворении заявления истца о предоставлении ему земельного участка в собственность явилось предположение о том, что участок находится в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника.
Вместе с тем согласно положениям пункта 4 статьи 1, подпункта 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию.
В силу положений пункта 2.1 названных Санитарных правил размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к указанным Санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых указанными Санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Пунктом 2.10 указанных Санитарных правил установлено, что размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном названными правилами.
Согласно положениям пункта 4.2 Санитарных правил установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения.
Из материалов дела следует, что санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника, расположенного близ оз. Подборное, в предусмотренном приведёнными нормами порядке установлена не была, в связи с чем вывод суд первой инстанции о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах такой зоны не соответствует материалам дела и нормам материального права.
Ссылка суда первой инстанции на распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 апреля 2012 N 620-р основанием для отказа в удовлетворении названного требования служить не может. Названным распоряжением органы местного самоуправления Нижнекамского муниципального района в числе иных наделены государственными полномочиями в отношении сибиреязвенного скотомогильника, расположенного по адресу г. Нижнекамск, д. Ильинка, в 3 км на северо-запад; сведений об установлении санитарно-защитной зоны скотомогильника в предусмотренном законом порядке распоряжение не содержит.
Более того, как указывалось выше, в оспариваемом истцом уведомлении ответчик прямо указал, что факт нахождения испрашиваемого участка в санитарно-защитной зоне является лишь его предположением.
Кроме того, суду была представлена ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник N 9, расположенный возле д. Ильинка. Из карточки следует, что скотомогильник не используется (установлен бетонный саркофаг); в карточке отсутствуют сведения о захоронении животных, павших от сибирской язвы.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требования Шакирова Ф.В. о признании незаконным отказа Управления в утверждении схемы расположения земельного участка, изложенного в уведомлении от 20 апреля 2018 года
N 1245.
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с принципом разделения властей, закреплённым в статье 10 Конституции Российской Федерации, суды не вправе вмешиваться в деятельность органов государственной власти и давать им предписания, касающиеся принятии тех или иных решений.
В силу положений пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, орган местного самоуправления должен принимать самостоятельно. Реализация принятого решения, в соответствии с установленным законом порядком, также относится к компетенции органа местного самоуправления, а не суда.
Таким образом, решение суда не должно подменять решение органа местного самоуправления в вопросах, которые закон относит к его компетенции.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Шакирова Ф.В. о возложении на ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка и передать земельный участок в собственность, фактически направленных на определение порядка предоставления земельного участка, не имеется.
С учётом установленных обстоятельств дела, свидетельствующих о несоответствии закону приведённого ответчиком основания для отказа в удовлетворении заявления истца, и принимая во внимание приведённые выше нормы права и положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает необходимым возложить на ответчика обязанность рассмотреть заявление Шакирова Ф.В. о предоставлении земельного участка в собственность по существу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 2 ст. 328, ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от
15 июня 2018 года по данному делу отменить в части отказа в удовлетворении иска Шакирова Фарита Вакильевича о признании незаконным отказа
МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" в утверждении схемы расположения земельного участка, изложенного в уведомлении от 20 апреля 2018 года N 1245.
Принять в этой части новое решение, которым иск удовлетворить.
Признать незаконным отказ МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" в утверждении схемы расположения земельного участка, изложенный в уведомлении от 20 апреля 2018 года N 1245.
Обязать МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" повторно рассмотреть заявление Шакирова Фарита Вакильевича о предоставлении ему в собственность земельного участка общей площадью 980 кв.м, расположенного по адресу "адрес"".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.