Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Кадыровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 30 марта 2018 года, которым постановлено: административное исковое заявление Гатина Хараса Хамзовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания административного здания), площадью 937 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", в размере 395 817 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания складских помещений), площадью 7 756 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", в размере 3 276 367 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания торговых помещений), площадью 6 159 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", в размере 2 601 746 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельхозпереработки), площадью 23 692 квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", в размере 9 608 291 рубль по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей), площадью 6 092,61 квадратный метр, расположенного по адресу: "адрес", в размере 2 275 796 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей), площадью 1 337,02 квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", в размере 499 383 рубля по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы), площадью 8 463 квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", в размере 5 915 806 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей), площадью 6 168 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", в размере 2 219 740 рублей по состоянию на 18 марта 2016 года;
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей), площадью 3 200 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", в размере 1 151 616 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 марта 2016 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 декабря 2017 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гатин Х.Х. обратился с административным иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу ст. 12 названного Федерального закона итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Судом установлено, что Гатин Х.Х. является собственником:
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания административного здания), площадью 937 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет "дата";
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания складских помещений), площадью 7 756 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет "дата";
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания торговых помещений), площадью 6 159 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет "дата";
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельхозпереработки), площадью 23 692 квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет "дата";
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей), площадью 6 092,61 квадратный метр, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", поставленного на кадастровый учет "дата";
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей), площадью 1 337,02 квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет "дата";
является арендатором земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы), площадью 8 463 квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", поставленного на кадастровый учет "дата";
а также является собственником земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей), площадью 6 168 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", поставленного на кадастровый учет "дата";
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей), площадью 3 200 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", поставленного на кадастровый учет "дата".
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... определена по состоянию на "дата", введена в действие с "дата" на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет соответственно 2 899 377 рублей 84 копейки, 12 711 463 рубля 52 копейки, 19 047 631 рубль 35 копеек, 38 033 715 рублей 28 копеек, 6 489 177 рублей 98 копеек, 1 429 849 рублей 30 копеек, 18 570 953 рубля 31 копейка.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... определена по состоянию на "дата" в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года.., рассчитана на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет соответственно 6 610 492 рубля 32 копейки, 3 429 568 рублей.
Административный истец не согласился с такой кадастровой стоимостью.
В подтверждение своих доводов им суду представлены отчеты за... от 25 декабря 2017 года,... от 22 декабря 2017 года,... от 21 декабря 2017 года,... от 20 декабря 2017 года,... от 21 декабря 2017 года,... от 26 декабря 2017 года,... от 18 декабря 2017 года, согласно которым рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... по состоянию на 1 января 2015 года составила соответственно 395 817 рублей, 3 276 367 рублей, 2 601 746 рублей, 9 608 291 рубль, 2 275 796 рублей, 499 383 рубля, 5 915 806 рублей, а также отчеты за... от 28 декабря 2017 года,... от 29 декабря 2017 года, согласно которым рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... по состоянию на 18 марта 2016 года составила соответственно 2 219 740 рублей, 1 151 616 рублей.
Названные отчеты получили положительные экспертные заключения N ЭП-151217-РТ/3, N ЭП-151217-РТ/4, N ЭП-151217-РТ/2, N ЭП-151217-РТ/1 от 27 декабря 2017 года, N ЭП-251217-РТ, N ЭП-251217-РТ/3 от 29 января 2018 года, N ЭП-151217-РТ от 25 декабря 2017 года, N ЭП-251217-РТ/1, N ЭП-251217-РТ/2 от 29 января 2018 года эксперта Ассоциации "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет".
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с указанными отчетами не согласился, представил замечания, в которых указал на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
По ходатайству представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан для установления соответствия отчетов... от 25 декабря 2017 года,... от 22 декабря 2017 года,... от 21 декабря 2017 года,... от 20 декабря 2017 года,... от 21 декабря 2017 года,... от 26 декабря 2017 года,... от 18 декабря 2017 года,... от 28 декабря 2017 года,... от 29 декабря 2017 года, подготовленных экспертом ФИО5, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Центр Региональных Экспертиз" ФИО6. Оплата расходов по ее производству в полном объеме возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. Данную обязанность ответчик не выполнил.
Судом признал, что составивший их оценщик соответствует требованиям, предъявляемым законодательством об оценочной деятельности: имеет соответствующую квалификацию, является членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована, на что указано в отчетах и приложенных к ним документах. Содержание отчетов в ходе судебного разбирательства допустимыми доказательствами не опровергнуто, оснований считать недостоверной рыночную стоимость земельных участков, определенную по инициативе административного истца, не имелось.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств, опровергающих изложенные в указанных отчетах выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных земельных участков, административным ответчиком не представлено.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с отсутствием у Министерства земельных и имущественных отношений РТ собственных средств, они не имели возможности своевременно перечислить денежные средства для обеспечения оплаты экспертизы, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка. При разрешении данного спора суд правильно применил ч.5 ст.77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Иные доводы жалобы о том, что отчет об оценке имущества, представленный истцом, не соответствует требованиям закона, также не является основанием для отмены судебного акта, поскольку судом первой инстанции подробно исследованы эти доводы, которым дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 30 марта 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.