Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Мочаловой Ю.Р, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Винокуровой Марины Александровны на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 15 мая 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Винокуровой Марины Александровны к исполнительному комитету города Нижнекамска Республики Татарстан и Управлению социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе о признании незаконным постановления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при исполнительном комитете города Нижнекамска и понуждении восстановить в очереди на улучшение жилищных условий оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Винокуровой М.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
тановила:
Винокурова М.А. обратилась в суд с административным иском к исполнительному комитету муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Управлению социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии исполнительного комитета муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан об отказе в предоставлении субсидии на приобретении жилья от 22 декабря 2015 года, постановления исполнительного комитета муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о снятии ее с учета нуждающихся в жилом помещении и восстановлении ее в списках очередников на получение субсидии на приобретение жилья. Заявленные требования мотивированы следующим.
В связи с тяжелыми хроническими заболеваниями членов ее семьи и невозможностью совместного проживания с ними в одной квартире в конце 2015 года на ее имя была выделена жилищная субсидия.
11 января 2016 года постановлением исполнительного комитета муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на основании решения жилищно-бытовой комиссии при исполнительном комитете муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 22 декабря 2015 года Винокурова М.А. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов в связи с обеспеченностью жилой площадью выше учетной нормы постановки на учет по Нижнекамскому муниципальному району Республики Татарстан.
Винокурова М.А. просила признать незаконными указанные решение жилищно-бытовой комиссии от 22 декабря 2015 года, постановление от 11 января 2016 года о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать административных ответчиков восстановить ее в очереди на получение субсидии на приобретение жилья.
В ходе судебного разбирательства она свои требования уточнила и просила также рассчитать сумму субсидии в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на каждого члена семьи.
Суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Винокуровой М.А. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности. Она считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, настаивает на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе представило в суд апелляционной инстанции свои возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Исполнительный комитет муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан и Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в частности, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям Часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
На основании статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 указанного Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:
по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что с 02.06.1998 года административный истец Винокурова М.А. состояла на учете при исполнительном комитете города Нижнекамска Республики Татарстан в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий про категории "инвалиды".
По запросу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 28 ноября 2015 года была проведена актуализация списка граждан-получателей субсидии на приобретение жилья в части подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий.
При этом установлено, что Винокурова М.А. является собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру общей площадью 64,7 кв.м, расположенную по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, "адрес" 1/4 доли в праве собственности на квартиру общей площадью 29,9 кв.м, расположенную по адресу: Республика Татарстан, Елабужский район, "адрес", ул. "адрес" жилого дома с надворными постройками общей площадью 38,2 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Елабужский район, "адрес"
Уровень обеспеченности Винокуровой М.А. общей площадью жилого помещения составляет более 67 кв.м.
Постановлением руководителя исполнительного комитета муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 11 января 2016 года N2 на основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при исполнительном комитете города Нижнекамска Республики Татарстан от 22 декабря 2015 года Винокурова М.А. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов.
Письмом исполнительного комитета муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 12 января 2016 года N4 Винокурова М.А. поставлена в известность о снятии ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и отказе в получении субсидии в связи с обеспеченностью жилой площадью выше учетной нормы постановки на учет по Нижнекамскому муниципальному району (15 кв.м) (том 1 л.д.95).
5 декабря 2016 года она обратилась в исполнительный комитет муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан с заявлением
То обстоятельство, что об оспариваемых решениях ей стало известно в 2016 году, Винокурова М.А. не отрицает.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из пропуска административным истцом установленного законом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда по данному делу правильными.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.
В силу вышеприведенных положений процессуального закона в данном случае пропуск срока обращения в суд за защитой нарушенного права является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления в отсутствие доказательств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные сроки.
Между тем, с настоящим административным исковым заявлением Винокурова М.А. обратилась в суд 12 марта 2018 года, то есть с пропуском установленного законом срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
Как правильно указал суд первой инстанции, допустимых доказательств уважительности причин пропуска указанного срока в материалах дела не имеется.
Не представлено таких доказательств также и суду апелляционной инстанции.
Поскольку установленный законом срок на обращение за защитой нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, исходя из положений частей 1, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции не проверяет выводы суда по иным фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о том, что Винокурова А.М. пропустила установленный законом срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением в том числе в связи с ее нетрудоспособностью и сложной жизненной ситуацией, не соответствует обстоятельствам дела, и отмену решения суда повлечь не влечет.
Так, вступившим в законную силу решением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 9 января 2018 года оставлено без удовлетворения административное исковое заявление Винокуровой М.А. об оспаривании бездействия Нижнекамской городской прокуратуры Республики Татарстан.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 26 января 2018 года отказано в удовлетворении иска Винокуровой М.А. к исполнительному комитету муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан об установлении факта невозможности совместного проживания с Просневой П.Я, определении их как разные семьи, возложении обязанности восстановить ее в очереди на улучшении жилищных условий как семью, вставшую на учет до 2005 года, имеющую в своем составе ребенка-инвалида, возложении обязанности переместить Винокурова М.В. из очереди, признании несовершеннолетней Просневой А.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий из-за невозможности совместного проживания с Просневой П.Я.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу также не опровергают и в связи с этим отмену решения суда также повлечь не могут, как основанные на неправильном толковании ее заявителем норм материального права и норм процессуального права. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 15 мая 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Винокуровой М.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.