Дата вступления в законную силу - 4 сентября 2018 г.
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Межрайонной ИФНС России N8 по Республике Крым ФИО2 на постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 июля 2018 года по делу N 5-231/2018,
установил:
постановлением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 июля 2018 года по делу N 5-231/2018 производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ф.О.Н." по ч. 4 ст. 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, начальник Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Крым ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 июля 2018 года, дело вернуть на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Жалоба мотивирована тем, что при вынесении постановления судом допущено нарушение норм процессуального и материального права.
Проверив доводы жалобы, заслушав представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Крым Черныш А.А, поддержавшую доводы жалобы, защитника ООО "Ф.О.Н." Музыченко А.Н, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, на основании поручения от 19.09.2017 г. N 9103/17/276 и в соответствии с п. 23 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 г. N 132н, сотрудниками Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Крым - государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля ФИО5 и главным государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля ФИО6, 19.09.2017 г. в 17 часов 13 минут проведена проверка ООО "Ф.О.Н." по адресу места осуществления пункта приема ставок букмекерской конторы: "адрес", по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием электронных средств платежа.
В ходе проверки установлено, что ООО "Ф.О.Н." имеет выданную ФНС России лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах N 4 от 26.06.2009 г.
Осмотром, принадлежащих ООО "Ф.О.Н." помещений установлено, что общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторе по адресу: "адрес", с нарушением условий, предусмотренных лицензионными требованиями, а именно: по указанному адресу (на одном земельном участке) также расположен центр МРТ диагностики, в котором ведет деятельность обособленное подразделение ООО " "данные изъяты"
Согласно выданному Министерством здравоохранения Республики Крым ООО " "данные изъяты"" приложению N 2 к лицензии N N от 08.12.2016 г, осуществление медицинской деятельности ООО " "данные изъяты"" производится по адресу: "адрес".
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО " "данные изъяты"" является деятельность больничных организаций.
Определением начальника Межрайонной ИФНС России N8 по Республике Крым ФИО2 от 20 сентября 2017 г. N 9103/17/005323 по делу об административном правонарушения, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ проводилось административное расследование.
21 марта 2018 г. главным государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля ФИО6 в отношении ООО "Ф.О.Н." составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, за то что оно осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторе, расположенной на земельном участке, на котором также находится центр МРТ диагностики, в котором осуществляет деятельность обособленное подразделение ООО " "данные изъяты"", имеющее лицензию на право ведения медицинской деятельности.
Прекращая производство по делу, судья Ялтинского городского суда Республики Крым пришел к выводу о том, что ООО "Ф.О.Н." не допущено нарушений п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона N 244-ФЗ, поскольку ООО " "данные изъяты"", которое находится на одном земельном участке с ООО "Ф.О.Н.", является медицинской организацией, а не медицинским учреждением, в связи с чем запрета на нахождение двух данных коммерческих организаций на одном земельном участке, не имеется.
Однако, такие выводы судьи городского суда являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N244-ФЗ) определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 14 Закона N 244-ФЗ букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "г" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2011 г. N 1130, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются, в том числе обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) выполнения требований статьи 15 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 2 ч. 2 ст. 15 Закона N 244-ФЗ установлено, что букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок не могут быть расположены, помимо прочего, в объектах жилищного фонда, объектах незавершенного строительства, во временных постройках, в киосках, под навесами и в других подобных постройках; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения.
Согласно ч. 3 указанной статьи букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок также не могут быть расположены на земельных участках, на которых расположены указанные в части 2 настоящей статьи объекты.
В соответствии с п. 7 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом грубым нарушением является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных, в том числе пп. "г" п. 4 настоящего Положения.
В своем решении, судья первой инстанции указал, что медицинская организация и медицинское учреждение не являются тождественными понятиями, ссылаясь при этом на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, игорный бизнес (организация и проведение азартных игр) является такой деятельностью, которая способна оказывать серьезное негативное влияние на сферу нравственности, права и законные интересы граждан, а в ряде случаев - наносить непоправимый вред жизни и здоровью, особенно детей, и, учитывая такой характер данной деятельности, федеральный законодатель вправе осуществить правовое регулирование, вводящее те или иные ограничения (определения от 1 апреля 2008 года N 392-О-О и от 18 сентября 2014 года N 2098-О). К числу таких ограничений относится запрет размещения букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения (пункт 2 части 2 статьи 15 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Указанный запрет, будучи обусловленным характером деятельности букмекерских контор и тотализаторов, исключает возможность размещения данных контор и тотализаторов, а также их пунктов приема ставок в одном здании с любыми детскими, образовательными, медицинскими и санаторно-курортными организациями независимо от их организационно-правовых форм (определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2017 N1852-О).
Судом этим обстоятельствам правовая оценка не дана.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с указанным, постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 июля 2018 года по делу N 5-231/2018, вынесенное в отношении ООО "Ф.О.Н." по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Учитывая, что в настоящее время предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение судье.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения и принять законное и обоснованное постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу начальника Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Крым ФИО2 на постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 июля 2018 года по делу N 5-231/2018 - удовлетворить.
Постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 июля 2018 года по делу N 5-231/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ф.О.Н." - отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Тимошенко Е.Г.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.