Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу председателя Верхореченского сельского поселения - главы администрации Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым Акишевой Валентины Викторовны на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.06.2018г. по делу N12-82/2018, которым постановление Государственного инспектора по Бахчисарайскому району старшего инспектора отделения надзорной деятельности по г. Бахчисараю и Бахчисарайскому району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Крым майора внутренней службы Крамар Р.В. от 20.04.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Акишевой Валентины Викторовны оставлено без изменений, жалоба последней - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Государственного инспектора по Бахчисарайскому району старшего инспектора отделения надзорной деятельности по г. Бахчисараю и Бахчисарайскому району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Крым майора внутренней службы Крамар Р.В. N7/2018/20 от 20.04.2018 г. должностное лицо Акишева Валентина Викторовна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАПРФ и привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Не согласившись с этим постановлением председатель Верхореченского сельского поселения - глава администрации Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым Акишева Валентина Викторовна ( далее Акишева В.В.)обжаловал его в судебном порядке.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.06.2018г. по делу N12-82/2018 (судья Атаманюк Г.С.) постановление Государственного инспектора по Бахчисарайскому району старшего инспектора отделения надзорной деятельности по г. Бахчисараю и Бахчисарайскому району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Крым майора внутренней службы Крамар Р.В. N7/2018/20 от 20.04.2018 г. ( далее постановление N7/2018/20 от 20.04.2018 г.) оставлено без изменений, жалоба Акишевой В.В.- без удовлетворения
Не согласившись с указанными решением судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым, Акишева В.В обратилась с жалобой, в которой просит постановление N7/2018/20 от 20.04.2018 г. и решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.06.2018г. по делу N12-82/2018 отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании, которое состоялось 18.07.2018г. Акишева В.В. настаивала на удовлетворении жалобы, государственный инспектор по Бахчисарайскому району старший инспектор отделения надзорной деятельности по г. Бахчисараю и Бахчисарайскому району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Крым майор внутренней службы Крамар Р.В. возражал против удовлетворения жалобы, полагал, что решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.06.2018г. по делу N12-82/2018 принято при полной и правильной оценке всех обстоятельств дела.
В судебном заседании 22.08.2018г. Акишева В.В. пояснила, что нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении N7/2018/31 от 20.04.2018г. по результатам рассмотрения которого принято постановление N7/2018/20 от 20.04.2018 г. устранены, администрацией Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым по мере поступления средств осуществляются в полном объеме меры по обеспечению первичной пожарной безопасности, просила учесть указанные обстоятельства и снизить размер штрафа, определенного постановление N7/2018/20 от 20.04.2018 г, государственный инспектор по Бахчисарайскому району старший инспектор отделения надзорной деятельности по г. Бахчисараю и Бахчисарайскому району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Крым майор внутренней службы Крамар Р.В. просил рассмотреть заявленное ходатайство согласно положениям ст.4.1 КоАП РФ, указав при этом, что в постановлении N7/2018/20 от 20.04.2018 г. определен минимальный размер штрафных санкций.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями3-8 настоящей статьи и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Согласно ст. 1 Закона N69-ФЗ под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права вытекает, что нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении лицом, ответственным за их соблюдение, установленных норм, стандартов и правил в области пожарной безопасности. Неисполнение указанных обязанностей в установленном порядке влечет применение к нарушителю санкций, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 38 Закона N69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Ст.19 Закона N69-ФЗ на органы местного самоуправления поселений возлагается обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов (часть 1).
К вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п. 9 ч. 1, ч 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10. 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
П.55 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04 2012г. N 390 (далее ППР РФ), предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Как следует из постановления N7/2018/20 от 20.04.2018 г. на территории Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности : не установлены в с.Предущельное, с. Машино,с.Кудрино указатели расположения пожарных гидрантов, башни "Рожновского" с четко нанесенными цифрами расстояния до его местоположения, не представлены акты проверки работоспособности наружного противопожарного водоснабжения, территории сел Верхоречье, Предущельное, Баштановка,Машино,Кудрино,Синапное Верхореченского сельского поселения не оборудованы звуковой сигнализацией для оповещения населения о пожаре, на границе лесных участков сел Верхоречье, Предущельное, Баштановка,Машино,Кудрино,Синапное Верхореченского сельского поселения не организовано создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление(сбор) в летний период сухой растительности и другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, работники добровольной пожарной дружины не имеют квалификации, присвоенной по результатам профессионального обучения, не зарегистрированы в реестре добровольных пожарных, не обеспечены средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожарных, не оборудована территория села Синапное источниками наружного противопожарного теплоснабжения, в связи с чем Акишева В.В, занимающая должность председателя Верхореченского сельского поселения - главы администрации Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 6000 рублей.
В качестве доказательств вины Акишевой В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, исследованы протокол об административном правонарушении N7/2018/31 от 20.04.2018г, ее объяснения, постановления администрации Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, в том числе, о создании и организации деятельности добровольной пожарной дружины.
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья Бахчисарайского районного суда г. Симферополя Республики Крым пришел к обоснованному выводу о виновности Акишевой В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Акишевой В.В. в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, но без учета положений ст. 4.1 КоАП РФ.
Санкция ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N5 от 24.03.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В Постановлении от 14.02.2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное, в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма, было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
При подаче жалобы на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.06.2018г. по делу N12-82/2018 Акишевой В.В. представлены доказательства того, что администрацией Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым по мере поступления средств осуществляются все возможные меры по обеспечению первичной пожарной безопасности сельского поселения.
В судебном заседании, которое состоялось 22.08.2018г, Акишева В.В. указывала на то, что, занимая должность председателя Верхореченского сельского поселения - главы администрации Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, предпринимает все необходимые действия по исполнению требований Закон N69-ФЗ,ППР, по ее инициативе администрацией Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым 29.12.2015 г. принято ПостанвлениеN87 "Об утверждении муниципальной программы "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на 2016", в рамках исполнения которой и были сформированы добровольные пожарные дружины, финансирование деятельности и оснащения которых осуществляется по мере поступления средств, под ее контролем осуществлены другие мероприятия по обеспечению первичной пожарной безопасности населенных пунктов Верхореченского сельского поселения, приобретается необходимое оборудование для обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов.
При таких обстоятельствах, по результатам изучения материалов дела, учитывая осуществление Акишевой В.В. действий, направленных на минимизацию нарушений закона, в условиях проявления с ее стороны должной заботливости и осмотрительности, представляется возможным изменить постановление N7/2018/20 от 20.04.2018 г, решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.06.2018г. по делу N12-82/2018, путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 3000 рублей. Такой размер штрафа согласуется с предупредительными целями административного наказания, определенными в ст. 3.1 КоАП РФ, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Государственного инспектора по Бахчисарайскому району старшего инспектора отделения надзорной деятельности по г. Бахчисараю и Бахчисарайскому району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Крым майора внутренней службы Крамар Р.В. N7/2018/20 от 20.04.2018 г. и решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.06.2018г. по делу N12-82/2018 изменить, снизив штраф до 3000 (трех тысяч) рублей.
В остальной части постановление Государственного инспектора по Бахчисарайскому району старшего инспектора отделения надзорной деятельности по г. Бахчисараю и Бахчисарайскому району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Крым майора внутренней службы Крамар Р.В. N7/2018/20 от 20.04.2018 г. и решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.06.2018г. по делу N12-82/2018 оставить без изменений.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.