Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Белая Скала" на решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 12.07.2018 года по делу N12-80/2018, которым постановление N002944-0308 от 28.12.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Белая Скала" оставлено без изменения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально - Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым Лактионова А.И. N002944-0308 от 28.12.2017 года Общество с ограниченной ответственностью "Белая Скала" (далее - ООО "Белая Скала") признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в сумме "данные изъяты" рублей.
Решением судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 12.07.2018 года по делу N12-80/2018 постановление заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально - Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым Лактионова А.И. N002944-0308 от 28.12.2017 года оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ООО "Белая Скала" обратилось в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 12.07.2018 года, принять по делу новое решение об отмене постановления N002944-0308 от 28.12.2017 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении, поскольку выводы судьи районного суда не основаны на допустимых доказательствах и сделаны в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 03.09.2018 г. ГУП РК "Вода Крыма" явку своего представителя либо защитника не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Объективная сторона правонарушений, квалифицируемых по настоящей статье, выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу и во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух. К загрязняющим веществам относятся химические или биологические вещества либо смесь таких веществ в атмосферном воздухе, оказывающие при определенной концентрации неблагоприятное воздействие на здоровье человека, объекты растительного и животного мира и другие составляющие окружающей природной среды.
Субъектами названного административного правонарушения являются граждане и должностные лица предприятий и организаций, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица, по вине которых могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 г. N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон об охране атмосферного воздуха) вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую, среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статьей 14 Федерального закона об охране атмосферного воздуха предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктами 1, 4, ст. 22 Федерального закона об охране атмосферного воздуха предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из положений п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 30 Федерального закона об охране атмосферного воздуха следует, что юридические лица, которые имеют источники вредных химических воздействий на атмосферный воздух, обязаны осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, а также планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
Согласно пункту 7 ст. 15 Закона N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.
Под стационарным источником выброса следует понимать любой источник с организованным выбросом или неорганизованным выбросом, дислоцируемой или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории юридического лица принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным тогда, когда лицом при осуществлении хозяйственной или иной деятельности используются источники выбросов вредных веществ. При этом, из приведенных норм не следует, что количество выбросов от данных источников должно быть таковым, чтобы их можно было квалифицировать как загрязнение.
Из материалов дела усматривается, что с 08.12.2017 года по 14.12.2018 года на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 07.12.2017 года N2811 была проведена внеплановая выездная проверка ООО "Белая Скала", по результатам которой был составлен акт проверки N07/06.3 от 14.12.2007 года.
В рамках названной проверки установлено, что ООО "Белая Скала" эксплуатирует Бешаранское - 4 месторождение пильных известняков, расположенное в 2 км юго-западнее с. Тургенево Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым (далее - карьер). В ходе проведения проверки 12.12.2017 года в присутствии директора было проведено обследование карьера. Установлено, что для добычи пильного известняка ООО "Белая Скала" используются передвижные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: бульдозер, погрузчик, самосвал, экскаватор, камнерезательные машины КМ-3ФМ2. Также на территории карьера расположены и эксплуатируются ООО "Белая Скала" стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: склад горюче-смазочных материалов, склад песка, сварочный пост. В ходе проверки ООО "Белая Скала" отчет об инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не предоставлены. При эксплуатации вышеуказанных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух образуются следующие загрязняющие вещества: азота диоксид, углерод (сажа), серы диоксид, дигидросульфид, углерод оксид, бенз/а/пирен, формальдегид, керосин, взвешенные вещества, пыль неорганическая.
По результатам проведенной проверки на основании вышеуказанных обстоятельств были выявлены нарушения в области охраны атмосферного воздуха: осуществление выброса вредных веществ в атмосферный воздух при отсутствии специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; отсутствие документальных материалов об инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что является нарушением норм подпункта 1 ст. 22, 30 Федерального закона от 04.05.1999 года N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"; не разработаны нормативы предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, что является нарушением норм статей 12, 30 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст.ст. 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Выявленные факты являются нарушениями норм ст.ст. 12, 14, 15, 16, 19, 22, 25, 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
В связи с выявленными нарушениями 14 декабря 2017 года старшим государственным инспектором Республики Крым Лактионовым А.И. в отношении ООО "Белая Скала" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
Постановлением заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально - Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым Лактионова А.И. N002944-0308 от 28.12.2017 года ООО "Белая Скала" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ООО "Белая Скала" подтверждены материалами дела: протоколом об административном правонарушении; актом проверки Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым юридического лица с прилагаемыми предписаниями об устранении выявленных нарушений и фототаблицей, и другими материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованием закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Должностным лицом и судьей первой инстанции в ходе рассмотрения дела исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка, исследованные доказательства являются последовательными, непротиворечивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты судьей и положены в основу вынесенного решения.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу решения (суда и органа) сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены не усматривается.
Административное наказание назначено ООО "Белая Скала" в пределах санкции ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, данных о юридическом лице.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, бремя доказывания распределено правильно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения суда и постановления должностного лица, не имеется.
Однако, решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 12.07.2018 года подлежит изменению в части его наименования, поскольку главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено вынесение решения "именем Российской Федерации".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
РЕШИЛ:
жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Белая Скала" на решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 12.07.2018 года - оставить без удовлетворения.
Решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 12.07.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Белая Скала" изменить, исключив указание на вынесение решения именем Российской Федерации.
В остальной части решение оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья (подпись) З.И. Курапова
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.