Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Самойловой Е.В.
судей
Романовой Л.В, Чистяковой Т.И.
при секретаре
Садыховой К.С.
с участием прокурора
Зворской В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Керчи Республики Крым в интересах Ткачук Татьяны Ивановны к администрации города Керчи Республики Крым об обязании совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 11 мая 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
В феврале 2018 г. прокурор в интересах Ткачук Т.И. обратился в суд с иском, просил обязать администрацию города Керчи выплатить Ткачук Т.И. надбавку к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от 1 до 5 лет в размере 10% должностного оклада за период муниципальной службы с 19 октября 2016 г. по 12 января 2018 г.
Требования мотивированы тем, что по результатам прокурорской проверки было установлено, что Ткачук Т.И. с 23.12.2014 работала в должности главного специалиста отдела государственной "данные изъяты" и оборонно-мобилизационной работы администрации города Керчи, уволена 12.01.2018. В соответствии с должностной инструкцией главного специалиста отдела государственной "данные изъяты" и оборонно-мобилизационной работы администрации г. Керчи на Ткачук Т.П. возложено выполнение конкретных задач (функций) по защите государственной "данные изъяты" предусмотренных Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной "данные изъяты"". Кроме того, 19 октября 2015 г. Ткачук Т.И. утвержден допуск "Секретно" и распоряжением главы администрации города Керчи от 13.10.2016 N 454/3-р с 11.10.2016 Ткачук Т.И. установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты", имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий в размере 15 % от должностного оклада. Однако ежемесячная надбавка за стаж работы от 1 до 5 лет в размере 10% должностного оклада Ткачук Т.И. не устанавливалась и не выплачивалась.
Представление прокурора на имя главы администрации города относительно устранения нарушений требования законодательства о муниципальной службе в отношении Ткачук Т.И. осталось без удовлетворения, что стало поводом для обращения в суд.
В судебном заседании прокурор и Ткачук Т.И. требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель администрации города Керчи в судебном заседании просил об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, ссылаясь на отсутствие оснований для выплаты спорной надбавки.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 11 мая 2018 года исковые требования прокурора города Керчи Республики Крым в интересах Ткачук Т.И. удовлетворены.
На администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность выплатить Ткачук Т.И. надбавку к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от 1 до 5 лет в размере 10% должностного оклада за период с 19 октября 2016 г. по 12 января 2018 г.
Считая решение суда незаконным и необоснованным, администрация города Керчи Республики Крым обратилась с апелляционной жалобой, ставят вопрос об отмене решения и принятии нового - об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
По сути, ответчик ссылается на те же доводы, которыми обосновывали свои возражения в суде первой инстанции, которые, по мнению апеллянта, подлежали применению в споре, а именно постановление Совета министров Республики Крым от 26.09.2014 N362, Положение "О системе оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым", утвержденного решением 10-й сессии Керченского городского совета 1-го созыва от 11.12.2014, которыми ежемесячная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной "данные изъяты" предусмотрена. Кроме того, в соответствии с п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573, ежемесячная надбавка к должностному окладу выплачивается только сотрудникам подразделений по защите государственной "данные изъяты"
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы администрации г. Керчи Республики Крым прокуратура г. Керчи Республики Крым просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Романовой Л.В, выслушав пояснения представителя ответчика - Павловой С.П, поддержавшей доводы жалобы, прокурора и Ткачук Т.И, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы администрации города Керчи, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно пункту "м" части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся вопросы безопасности.
Специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной "данные изъяты", их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, является Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной "данные изъяты"" (далее - Закон РФ "О государственной "данные изъяты"").
В статье 4 Закона РФ "О государственной "данные изъяты"" определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной "данные изъяты" и их защиты.
Так, согласно пункту 3 указанной статьи Правительство Российской Федерации устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной "данные изъяты" на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной "данные изъяты", если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Пункт 4 названной статьи наделяет органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной "данные изъяты", расположенными в пределах соответствующих территорий, полномочиями по установлению размеров предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной "данные изъяты" на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной "данные изъяты" на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной "данные изъяты" на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной "данные изъяты"" утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной "данные изъяты" на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной "данные изъяты" (далее - Правила).
Согласно абзацу второму пункта 1 Правил размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", составляет 50 - 75 процентов, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - 30 - 50 процентов, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10 - 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий, - 5 - 10 процентов.
Пунктом 3 Правил определено, что сотрудникам структурных подразделений по защите государственной "данные изъяты" дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу (тарифной ставке), предусмотренной пунктом 1 Правил, выплачивается процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах: при стаже работы от 1 до 5 лет - 10 процентов, от 5 до 10 лет - 15 процентов, от 10 лет и выше - 20 процентов.
Как установлено судом, Ткачук Т.И. с 23.12.2014 по 12.01.2018 являлась муниципальным служащим, занимала должность главного специалиста отдела государственной "данные изъяты" и оборонно-мобилизационной работы администрации г. Керчи, на которую в соответствии с должностной инструкцией возложены обязанности по организации и обеспечению установленного в организации режима секретности, ведение секретного делопроизводства в государственном органе.
При приеме на работу с Ткачук Т.И. был заключен трудовой договор N с муниципальным служащим в органах местного самоуправления в МОГОК РК от 24.12.2014, по условиям которого денежное содержание Ткачук Т.И. состояло из:
а) должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в размере 4800 руб. в месяц;
б) ежемесячных дополнительных выплат, в которые включены:
надбавки к должностному окладу за классный чин - руб.;
надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе - процентов;
надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 100 процентов;
надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты" - руб.;
премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии правовыми актами представителя нанимателя (работодателя);
в) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи в размере четырех должностных окладов;
г) иных дополнительных выплат в соответствии с нормативными правовыми актами Керченского городского совета Республики Крым, регулирующими оплату труда муниципальных служащих муниципального образования городской округ Керчь.
Этим же договором предусмотрено, что муниципальному служащему могут производиться иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
19.10.2015 главой администрации г. Керчи Ткачук Т.И. допущена к государственной "данные изъяты" на постоянной основе к работе со сведениями "секретно" (допуск N от ДД.ММ.ГГГГ). Распоряжением администрации города от 13.10.2016 N 454/3-р с 11.10.2016 Ткачук Т.И. установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты", имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий в размере 15 % от должностного оклада. Изменения в трудовой договор не вносились.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) Ткачук Т.П. при стаже работы от 1 до 5 лет по защите государственной "данные изъяты", как лицу, допущенному к государственной "данные изъяты" на постоянной основе, за стаж работы за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты" администрацией г. Керчи не установлена. По вопросу начисления спорной надбавки начальником отдела государственной "данные изъяты" и оборонно-мобилизационной работы администрации г. Керчи на имя главы администрации города Керчи были подготовлены и направлены служебные записки (л.д.35-37), которые не нашли должного реагирования.
02.08.2017 Ткачук Т.И. обратилась в прокуратуру г. Керчи для оказания содействия и прокурорского реагирования. По результатам прокурорской проверки прокурором г. Керчи на имя главы администрации города Керчи было направлено представление относительно устранения нарушений требования законодательства о муниципальной службе в отношении Ткачук Т.И, которое не было удовлетворено (л.д.40-45).
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя требования прокурора по заявленному иску в интересах Ткачук Т.И, суд руководствовался следующим.
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.
Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
Особенности прохождения муниципальной службы в Республике Крым, в том числе связанные с оплатой труда муниципальных служащих и мерами их поощрения специальным законом субъекта Российской Федерации не установлены.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.05.2011 N 408н "О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной "данные изъяты" на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной "данные изъяты"" (вместе с "Разъяснением о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной "данные изъяты" на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной "данные изъяты"") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.10.2011 N 22075) предусмотрено, что сотрудникам структурных подразделений по защите государственной "данные изъяты" государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, воинских частей (далее - структурные подразделения по защите государственной "данные изъяты") дополнительно к процентной надбавке, предусмотренной пунктом 1 Правил, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в соответствии с пунктом 3 Правил.
Структурными подразделениями по защите государственной "данные изъяты" считаются созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные подразделения, а также отдельные должности, замещаемые специалистами, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной "данные изъяты"
Перечень структурных подразделений и отдельных должностей по защите государственной "данные изъяты" утверждается приказами (распоряжениями, указаниями). В перечень включаются только те структурные подразделения и отдельные должности, на которые согласно утвержденным в установленном порядке положениям (должностным регламентам, должностным обязанностям) возложено выполнение конкретных задач (функций) с учетом специфики проводимых работ по защите государственной "данные изъяты", предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в качестве их основных функций (п.7).
При определении стажа работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной "данные изъяты" учитывается только подтвержденный документально стаж работы (службы) в указанных подразделениях независимо от того, в каком государственном органе, органе местного самоуправления, организации, воинской части работал (служил) сотрудник. При этом перерывы в работе (службе) в структурных подразделениях по защите государственной "данные изъяты" в стаж работы (службы) для получения процентной надбавки за стаж работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной "данные изъяты" засчитываются.
Выплата процентной надбавки за стаж работы (службы) производится на основании приказа (распоряжения, указания) в соответствии с полномочиями (п.8).
Положением о предельных нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в Республике Крым, утвержденное постановлением Совета министров Республики Крым от 26.09.2014 N 362, равно как и Положение о системе оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, утвержденное решением 10-й сессии Керченского городского совета 1-го созыва от 11.12.2014 ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты", составляющими государственную "данные изъяты", тогда как процентная надбавка за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной "данные изъяты", предусмотренные пунктами 1 и 3 Правил не предусмотрена.
Однако доводы стороны ответчика со ссылкой на указанные нормативные акты являются несостоятельными и не влекут отмену обжалованного решения суда.
Республика Крым как субъект Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) и пунктом 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 мая 2011 г. N 408н, которое в силу предписаний пункта 4.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573 вправе давать разъяснения по применению Правил, утверждено разъяснение о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной "данные изъяты" на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной "данные изъяты".
Согласно указанному разъяснению выплаты процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты", осуществляются в размерах, определяемых государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и воинскими частями в соответствии с размерами, предусмотренными Правилами (абзац второй пункта 1).
Из указанного следует, что размер ежемесячных процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты", подлежащих выплате лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, и государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, должен соответствовать размерам таких надбавок, установленными Правилами.
Действительно, подпунктом 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопроса материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, одним из принципов гражданской службы в силу положений статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а согласно статье 6 названного Федерального закона взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий.
Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты", является составной частью денежного содержания гражданского служащего в силу положений Федерального закона от 7 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (части 2 и 5 статьи 50).
В этой связи органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять условия оплаты труда муниципальных служащих, которые в свою очередь не могут быть хуже условий, как это предусмотрено для федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Правилами. Указанная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 53-АПГ15-41.
Таким образом, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, равно как и пояснения представителя администрации города Керчи судебная коллегия признает несостоятельными и не опровергающими выводов суда. Мнение ответчика о том, что суд должен был иначе применить нормы материального права и прийти к иным выводам, не может повлечь отмену решения.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 11 мая 2018 года оставить без изменений, апелляционную жалобу администрации города Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий судья: Самойлова Е.В.
Судьи: Романова Л.В.
Чистякова Т.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.