Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н, судей Коваленко А.И., Судак О.Н., при секретаре Красниковой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный комбинат" на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 04 мая 2018 года по гражданскому делу по иску Барашковой Нины Алексеевны, Печерской Алевтины Евгеньевны, Лучино Надежды Михайловны к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный комбинат" о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,
установила:
Барашкова Н.А, Печерская А.Е, Лучино Н.М. обратились с вышеуказанным иском к ООО "ЖЭК". В обоснование требований указывали, что ответчик является управляющей организаций в многоквартирном доме, в котором они проживают. ООО "ЖЭК" не обеспечивает надлежащее качество предоставляемых им коммунальных услуг, а именно, горячая вода в квартирах жильцов поставляется с нарушением нормативных требований п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, в соответствии с которым температура горячей воды в местах водоразбора должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. С лета 2016 года, после проведения плановых профилактических работ, температура горячей воды после продолжительного слива в течение получаса не превышает 35°С, а в первые полчаса температура не превышает 25°С.
Уточнив исковые требования, окончательно просили взыскать с ответчика в пользу Лучино Н.М. 7 535 рублей 08 копеек - общую сумму излишне уплаченных денежных средств за ненадлежащее исполнение услуги по горячему водоснабжению в период с начала ноября 2016 года по 6 марта 2018 года, в том числе: 747 рублей 63 копеек - излишне уплаченные денежные средства за январь, февраль 2018 года, 3 767 рублей 54 копейки - штраф за не удовлетворение в добровольном порядке требований потребителя, 15 000 рублей - компенсацию морального вреда. Взыскать в пользу Печерской А.Е. с ответчика 20 227 рублей 27 копеек - общую сумму излишне уплаченных денежных средств за ненадлежащее исполнение услуги по горячему водоснабжению в период с начала ноября 2016 года по 6 марта 2018 года, в том числе: 2 652 рубля 24 копейки - излишне уплаченные денежные средства за январь, февраль 2018 года, 10 113 рублей 64 копейки - штраф за не удовлетворение в добровольном порядке требований потребителя, 15 000 рублей - компенсацию морального вреда. Взыскать в пользу Барашковой Н.А. с ответчика 6 746 рублей 72 копейки - общую сумму излишне уплаченных денежных средств за ненадлежащее исполнение услуги по горячему водоснабжению в период с начала ноября 2016 года по 6 марта 2018 года, в том числе: 884 рубля 08 копеек - излишне уплаченные денежные средства за январь, февраль 2018 года, 3 373 рубля 36 копеек - штраф за не удовлетворение в добровольном порядке требований потребителя, 15 000 рублей - компенсацию морального вреда.
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 04 мая 2018 года исковые требования Барашковой Н.А, Печерской А.Е, Лучино Н.М. к ООО "ЖЭК" о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда удовлетворены частично. С ООО "ЖЭК" в пользу Барашковой Н.А. взысканы сумма излишне уплаченных денежных средств за ненадлежащее исполнение услуги по горячему водоснабжению за период: ноябрь 2016 года, с апреля 2017 года по февраль 2018 года в размере 5 038 рублей 28 копеек, компенсация морального вреда - 1000 рублей, штраф в размере 3 019 рублей 14 копеек. С ООО "ЖЭК" в пользу Печерской А.Е. взысканы сумма излишне уплаченных денежных средств за ненадлежащее исполнение услуги по горячему водоснабжению за период: ноябрь 2016 года, с апреля 2017 года по февраль 2018 года в размере 15 101 рубль 91 копейка, компенсация морального вреда 1000 рублей, штраф в размере 8 050 рублей 95 копеек. С ООО "ЖЭК" в пользу Лучино Н.М. взысканы сумма излишне уплаченных денежных средств за ненадлежащее исполнение услуги по горячему водоснабжению за период: ноябрь 2016 года, с апреля 2017 года по февраль 2018 года в размере 5 440 рублей 24 копейки, компенсация морального вреда 1 000 рублей, штраф в размере 3 220 рублей 12 копеек. В удовлетворении остальной части иска Барашковой Н.А, Печерской А.Е, Лучино Н.М. отказано. С ООО "ЖЭК" взыскана в доход соответствующего бюджета, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством, государственная пошлина в размере 1 267 рублей 41 копейка.
В апелляционной жалобе ООО "ЖЭК", ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Барашкова Н.А, Лучино Н.М, представитель ООО "ЖЭК", ООО "Тепловые сети" не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об отложении судебного заседания не просили.
Сведения о времени и месте судебного заседания были размещены на официальном сайте Оренбургского областного суда: http://oblsud.orb.sudrf.ru посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика Ярыгину Е.Н, выслушав Печерскую А.Е, её представителя Печерского Д.С, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обозрев материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами. Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру. Пунктом 3 статьи 1 данного Федерального закона, требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании. Из пункта 1 статьи 24 данного Закона, организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 подп. "а" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила), коммунальные услуги предоставляются потребителям с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 (подп. "в" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг (подп. "г" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
В соответствии с п. 4 вышеуказанных Правил, потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:
а) холодное водоснабжение;
б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования);
в) водоотведение;
г) электроснабжение;
д) газоснабжение;
е) отопление.
Согласно подп. "а" п. 31 приведенных Правил, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 установлены требования к качеству подачи горячей воды. В соответствии с п. 5.3.1 данных Правил, качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям Государственных стандартов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. С.
Гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, обязательные для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения, устанавливаются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 года N 20 (далее СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 2.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на: предупреждение загрязнения горячей воды высококонтагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 °C; минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась; предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды. В соответствии с п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Согласно пп. "в" п. 157 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, при предоставлении исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", в случаях, если давление холодной или горячей воды и (или) температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 150 приведенных Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Статьей 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что многоквартирным домом N во (адрес) управляет ООО "ЖЭК".
Барашковой Н.А. на праве собственности принадлежит квартира N, Печерской А.Е. принадлежит на праве собственности квартира N, Лучино Н.М. принадлежит на праве собственности квартира N в указанном доме.
01 апреля 2015 года между собственниками жилых помещений многоквартирного дома по адресу: (адрес) и ООО "ЖЭК" заключен договор управления многоквартирным домом N.
01 июля 2016 года между ООО "ЖЭК" и ООО "Тепловые сети" заключен договор приобретения коммунальных ресурсов (тепловая энергия и ГВС), по условиям которого ООО "Тепловые сети" обязуется осуществлять продажу коммунальных ресурсов, а ООО "ЖЭК" - принять и оплатить их стоимость, в том числе по дому N во (адрес).
Согласно сообщению МКУ МО "город Бугуруслан" "Управление городского хозяйства" от 24 апреля 2018 года о поступлении жалоб от жителей дома N (адрес) за период с ноября 2016 года по февраль 2018 года, 05 ноября 2016 года Печерская А.Е. обращалась по факту "нет температуры ГВС с сентября". Заявка принята ООО "ЖЭК" Арсениным. 07 февраля 2018 года Печерская А.Е. обращалась по факту "нет ГВС". Заявка принята ООО "ЖЭК" Глущенко, с пояснениями "ремонтные работы на 30 минут". 10 февраля 2018 года Печерская А.Е. обращалась по факту "нет температуры и напора ГВС". Заявка принята ООО "ЖЭК" Арсениным, с пояснениями "Знаем, надо менять стояк, жильцы из кв. N не допускают в квартиру".
Согласно имеющейся в материалах дела претензии, зарегистрированной ООО "ЖЭК" 03 апреля 2017 года за N (т. 1 л.д. 8), истцы ссылались на некачественное предоставление коммунальных услуг по горячему водоснабжению, и просили устранить указанные недостатки, а также возместить убытки за период с сентября 2016 года по дату восстановления горячего водоснабжения.
Согласно ответу ООО "ЖЭК" на указанную претензию, по состоянию на 01 января 2017 года за собственниками многоквартирного дома N во (адрес) перед управляющей компанией ООО "ЖЭК" образовалась задолженность за ранее выполненный объем работ в размере 442 601 рубль, сотрудниками ООО "ЖЭК" в ближайшее время будет проведено обследование трубопровода ГВС по стояку квартир заявителей. При выявлении причины отсутствия температурного режима ГВС и определении объема предстоящих работ заявителям, как собственникам необходимо будет решить вопрос по источнику финансирования для проведения необходимых работ и приобретения материалов с целью восстановления циркуляции горячего водоснабжения по стояку квартир.
Согласно наряду ООО "ЖЭК" на выполнение ремонтных работ от 06 марта 2018 года, в квартирах N, N, N дома N во (адрес), выполнены ремонтные работы системы ГВС, смена подачи, обратки.
Истцами подтверждено, что после выполнения вышеуказанных ремонтных работ в квартирах истцов услуга горячего водоснабжения стала предоставляться надлежащего качества.
В подтверждение доводов о том, что в спорный период температурный режим в квартирах истцов не соответствовал предусмотренным нормативам, ими были представлены видеозаписи, фиксирующие замеры горячей воды, производимые ими в своих квартирах.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, п. 4 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные истцами доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в ноябре 2016 года, а также в период с апреля 2017 года по февраль 2018 года ответчиком ООО "ЖЭК" оказывалась некачественная услуга горячего водоснабжения, вследствие этого пришел к правильному выводу об обязании ООО "ЖЭК" произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение за период: ноябрь 2016 года, с апреля 2017 года по февраль 2018 года по квартирам истцов. При этом суд принял во внимание, что ответчиком не представлено доказательств отсутствия вины в некачественном предоставлении коммунальных услуг и предоставления услуг надлежащего качества в указанные периоды.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в этой части, поскольку оснований для критической оценки представленных истцами доказательств предоставления им некачественных коммунальных услуг не находит.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что при несоблюдении истцами порядка установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, они лишены возможности представить иные допустимые доказательства своих требований, несостоятельны и противоречат разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенным выше, в связи с чем поводом к отмене решения суда не являются.
Правильным считает судебная коллегия решение суда с применением ст. ст. 13, 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда и штрафа.
В случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ и п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354) (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 22).
Апелляционная жалоба ответчика не содержат оснований, по которым он считает решение суда в остальной части неправильным. Оснований для выхода за пределы требований, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 04 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.