Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Фединой Е.В,
судей Сенякина И.И. и Самохиной Л.М,
при секретаре Горковской Ж.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Сотникова В.В. на решение Александровского районного суда Оренбургской области от 10 мая 2018 года по гражданскому делу по иску прокурора Александровского района Оренбургской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области, администрации Александровского района Оренбургской области, главе КФХ Сотникову В.В. о признании недействительным договора аренды земельного участка N от (дата) и соглашения к данному договору аренды о перемене лиц в обязательстве от (дата); аннулировании записи государственной регистрации договора аренды земельного участка N от (дата) и соглашения к договору аренды о перемене лиц в обязательстве от (дата); исключении из Государственного кадастра недвижимости записи о земельном участке с кадастровым N, заслушав доклад судьи Сенякина И.И, объяснения прокурора Губаревой О.А, просившей решение суда первой инстанции оставить без изменения, оценив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Александровского района Оренбургской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области о признании недействительным договора аренды земельного участка N от (дата), признании права аренды на земельный участок с кадастровым N отсутствующим по тем основаниям, что прокуратурой Александровского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства о землепользовании по обращению К.Ю.Ф, в ходе которой было установлено, что в собственности Российской Федерации находится земельный участок из состава земель лесного фонда расположенный в квартале N 42 Александровского участкового лесничества ПО "Шарлыкское лесничество".
(дата) между администрацией Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области и Сотниковым В.В. заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым N, с местоположением: (адрес), (адрес) в восточной части кадастрового квартала N, площадью *** квадратных метров (далее по тексту Участок), указанному договору присвоен порядковый N.
Данный договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (дата), номер регистрации N.
В ходе проверки установлено, что лесной участок квартала N 42 Александровского участкового лесничества ГКУ "Шарлыкское лесничество" входит в состав земель лесного фонда Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области ГКУ "Шарлыкское лесничество" и находится в собственности Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно материалов лесоустройства (чертежа лесного участка квартала N 42 Александровского участкового лесничества ГКУ "Шарлыкское лесничество", схемы наложения (пересечения) земельного участка с кадастровым N с лесным участком, расположенным в квартале N 42 Александровского участкового лесничества ГКУ "Шарлыкское лесничество" с каталогом координат характерных точек, вычисленных картометрическим способом, таксационным описанием вышеуказанного лесного участка), при формировании земельного участка с кадастровым N в его состав были включены не поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки из состава земель лесного фонда Российской Федерации, расположенные в квартале 42 выделы 1,3,8,9,19 Александровского участкового лесничества ГКУ "Шарлыкское лесничество".
Считает, что участки земель лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, были незаконно включены в границы земельного участка с кадастровым N и в последующем переданы на основании договора аренды Сотникову В.В, с учётом уточнения исковых требований в судебном заседании прокурор просил признать недействительным договор аренды земельного участка N от (дата) и соглашение к данному договору аренды о перемене лиц в обязательстве от (дата); аннулировать записи государственной регистрации договора аренды земельного участка N от (дата) и соглашения к договору аренды о перемене лиц в обязательстве от (дата); исключить из Государственного кадастра недвижимости записи о земельном участке с кадастровым N.
В ходе производства по делу, в качестве соответчиков по делу судом привлечены администрация Александровского района и глава КФХ Сотников В.В..
В судебном заседании прокурор Александровского района Филиппов Р.Н. указанные исковые требования полностью поддержал.
Представитель ответчика - администрации Александровского района Оренбургской области Ф.Н.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласился и суду пояснил, что на момент заключения договора ошибки не имелось, т.к. применялась местная система координат. Данные обстоятельства были выявлены позднее. Сторонами договора предприняты меры по устранению реестровой технической ошибки и заключен договор от (дата), согласно которого, ошибка будет устранена путем сдвига земельного участка, без изменения существенных характеристик. Считает, что на момент заключения договора данного нарушения не было. Данное обстоятельство возникло в результате переноса системы координат. Имеется реестровая ошибка, а не само наложение, которая устраняется в порядке ст. 61 ФЗ N 218-ФЗ.
Ответчик глава КФХ Сотников В.В. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился. Представил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что копия снимка экрана с публичной кадастровой карты не является допустимым доказательством наложения границ, так как положение границ земельных участков на местности определяется только кадастровым инженером. Также считает недопустимым доказательством координаты границ лесных участков, указанных в исковом заявлении, так как они выполнены не кадастровым инженером и в неустановленной системе координат в нарушение требований ФЗ "О регистрации недвижимости". Считает, что заявленными требованиями нарушаются его права аренды земельного участка и ограничение предпринимательской деятельности. Реестровая ошибка допущена в кадастровом учете может быть исправлена без снятия земельного участка с кадастрового учета. Просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме.
Представители ответчика - администрации Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области, третьего лица - филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области, третьего лица - Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явились, все лица участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Представителем ответчика - главой администрации Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области Шамовым В.И. до начала судебного заседания представлено письменное заявление о рассмотрении дела без участия представителя администрации.
Согласно отзыву третьего лица - филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области, рассмотрение заявленных требований третьим лицом оставлено на усмотрение суда.
Третье лицо - Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, представило письменный отзыв на исковое заявление, в котором представитель третьего лица согласился с требованиями прокурора, считая их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле, и постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Александровского района Оренбургской области к администрации Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области отказано, а к администрации Александровского района Оренбургской области, главе КФХ Сотникову В.В. удовлетворены, суд решил:
-признать недействительным договор аренды N от (дата) земельного участка с кадастровым N, с местоположением: (адрес), в восточной части кадастрового квартала N, площадью *** квадратных метров, заключенный между администрацией Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области и главой КФХ Сотниковым В.В, и соглашение к договору аренды от (дата) N о перемене лиц в обязательстве от (дата), заключенное между администрацией Александровского сельсовета (адрес) и администрацией (адрес) и главой КФХ Сотникова В.В.;
-аннулировать записи о государственной регистрации договора аренды N от (дата) земельного участка с кадастровым номером 56:04:0104003:3, с местоположением: (адрес), Александровский сельсовет, в восточной части кадастрового квартала 56:04:0104003, площадью 2750000 квадратных метров, заключенного между администрацией Александровского сельсовета (адрес) и главой КФХ Сотникова В.В, и соглашение к договору аренды от (дата) N о перемене лиц в обязательстве от (дата), заключенного между администрацией Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области и администрацией Александровского района Оренбургской области и главой КФХ Сотниковым В.В.;
- исключить из Государственного кадастра недвижимости запись о земельном участке с кадастровым N, с местоположением: (адрес), в восточной части кадастрового квартала N, площадью *** квадратных метров.
Не согласившись с решением суда, ответчик Сотников В.В. подал на него апелляционную жалобу, в которой указывает, что, по его мнению, рассмотренное судом первой инстанции дело подведомственно Арбитражному суду Оренбургской области, материалами дела подтверждается, что лесной участок в квартале N42 относится к Зоне особо охраняемой природной территории "Урочище Козлоуха", то есть расположено на землях особо охраняемых территорий Оренбургской области, а не на землях лесного фонда Российской Федерации, поэтому прокурор не мог обратиться в защиту интересов Российской Федерации, для защиты памятников природы изъятие земельных участков не обязательно. По мнению ответчика, изложенному в апелляционной жалобе, допустимых доказательств в обоснование заявленных требований прокурором не представлено, а представленным доказательствам надлежащая оценка судом не дана, изложенное прокурором обстоятельство могло быть устранено путём устранения реестровой ошибки, при рассмотрении дела не все лица были привлечены к участию в нём, не было удовлетворено его ходатайство о назначении землеустроительной экспертизы и неправильно оценены показания свидетеля К.М.Ю.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, прокурор считает, что решение суда является законным и обоснованным, администрация Александровского района полагает, что апелляционная жалоба Сотникова В.В. подлежит удовлетворению, согласно отзыву третьего лица - филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области, рассмотрение жалобы третьим лицом оставлено на усмотрение суда апелляционной инстанции.
Все лица участвующие в деле о дате, времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции были извещены надлежащим образом, судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не находит, при этом исходит из следующего.
В соответствие с ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на суд возлагается обязанность принимать решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ч.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Структура исковых требований, в пределах которых суд в соответствие с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен принимать решение состоит из основания и предмета, по которым данные требования истцом были заявлены.
Согласно ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно п. 1 ст.55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствие ч 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Анализ приведённых норм Закона во взаимной связи, приводит к выводу, что гражданское дело должно рассматриваться судом в пределах основания и предмета иска, с учётом представленных истцом доказательств, а также в пределах возражений ответчика с учётом представленных им же соответствующих доказательств, выйти же за пределы заявленных требований суд может только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции данные положения были учтены и применены в полной мере.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела, в частности из договора аренды земельного участка N, заключенного (дата) между администрацией Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области и главой КФХ Сотниковым В.В. следует, что ответчику в аренду был передан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым N местоположение участка: (адрес), в восточной части кадастрового квартала N, площадью *** квадратных метра, способ образования - образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования - в целях сельскохозяйственного производства. Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (дата), номер регистрации N
В соответствие с трёх сторонним соглашением N к указанному договору аренды от (дата), заключенному между администрацией Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области, администрацией Александровского района Оренбургской области и главой КФХ Сотникову В.В. права и обязанности по данному договору были переданы от администрации Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области к администрации Александровского района Оренбургской области.
Вместе с тем, судом также установлено, что названный участок граничит с земельным участком из состава земель лесного фонда, расположенного в квартале N 42 Александровского участкового лесничества ПО "Шарлыкское лесничество".
Как следует из представленных материалов дела лесной участок квартала N 42 Александровского участкового лесничества ГКУ "Шарлыкское лесничество" входит в состав земель лесного фонда Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области ГКУ "Шарлыкское лесничество" и находится в собственности Российской Федерации.
Вместе с тем, судом из представленных материалов лесоустройства (чертежа лесного участка квартала N 42 Александровского участкового лесничества ГКУ "Шарлыкское лесничество", схемы наложения (пересечения) земельного участка с кадастровым N с лесным участком, расположенным в квартале N 42 Александровского участкового лесничества ГКУ "Шарлыкское лесничество" с каталогом координат характерных точек, вычисленных картометрическим способом, таксационным описанием вышеуказанного лесного участка), установлено, что при формировании земельного участка с кадастровым N в его состав были включены не поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки из состава земель лесного фонда Российской Федерации, расположенные в квартале 42 выделы 1,3,8,9,19 Александровского участкового лесничества ГКУ "Шарлыкское лесничество".
Данное обстоятельство фактически подтверждается также и доказательствами, представленными ответчиком Сотниковым В.В, в частности его заявлением, адресованным 27.04.2018 года в Администрацию Александровского района Оренбургской области, в котором он, со ссылкой на схему по уточнению границ, составленную кадастровым инженером и подтверждающую обстоятельство наложения границ названных земельных участков, просил утвердить данную схему и внести изменения в данные государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым N
В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что следует из положений п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с нормами земельного законодательства органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3.3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно статьи 17 ЗК Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральным законом.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда также отнесены к федеральной собственности.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу ст. 7 ЗК Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно ч. 2 ст. 8 ЗК Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом, которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Между тем по смыслу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют её. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешённого использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1,3 статьи 6, статьи 7, 67-70.1 ЛК Российской Федерации).
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Лесным кодексом предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
Исходя из изложенного суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В указанной связи являются правильными и выводы суда первой инстанции, что документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов должна содержатся в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие ЛК Российской Федерации" (далее - Вводный закон) определено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 ЛК Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 ЛК Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (п. 3 ст.4.1.).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (п. 1 ст. 4.2).
На момент формирования участка действовала норма п. 2 ст. 4.2 Вводного закона. Так, в случае, если до 1 января 2015 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся для проведения государственной регистрации прав на такие участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта предоставлялись планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок к ним осуществлялась по условному номеру.
Согласно ст. 92 ЛК Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (в редакции, действующей на момент формирования земельного участка).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены ч.б ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ, в соответствии с которой участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые и их ограничения зарегистрированы в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.
Из представленных доказательств, в том числе и публичной кадастровой карты Российской Федерации, размещенной на официальном сайте Росреестра, фиксирующей расположение объектов на местности, судом установлено, что названный выше земельный участок, переданный ответчику в аренду фактически располагается на землях лесного фонда.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (с изменениями и дополнениями) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В соответствие с п. 1 ч. 6 данной правовой нормы, положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.
Вместе с тем, из материалов дела также следует, что часть лесного участка в квартале N 42 площадью *** кв. м, включённого в состав земельного участка переданного ответчику Сотникову В.В. по договору аренды относится к Зоне особо охраняемой природной территории "Урочище Козлоуха".
Материалами дела также подтверждается, что 04.02.2015 года, то есть до заключения названного выше договора аренды с ответчиком, в ГКН были внесены сведения о части данного земельного участка в связи установлением зоны с особыми условиями использования территории N
- учетный номер части - N (площадь - *** кв.м);
- вид ограничения - ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации;
- содержание ограничения - Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ " Об особо охраняемых природных территориях" (с изменениями на 14 октября 2014 года).
Сведения о зоне с особыми условиями территории с учетным номером
внесены в ЕГРН (дата) на основании карты (плана) объекта землеустройства от (дата), подготовленного Д.Е.С. (N вх/13557/х от (дата)) - (заказчик кадастровых работ - Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области):
-учетный N
- вид - территория особо охраняемого природного объекта;
- наименование - зоны особо охраняемой природной территории "Урочище Козлоуха".
Согласно Постановлению Правительства Оренбургской области от 25 февраля 2015 г. N 121-п "О памятниках природы областного значения Оренбургской области" (с изменениями и дополнениями) "Урочище Козлоуха" является памятником природы областного значения Оренбургской области.
В соответствие с ч.1 и ч.2 ст. 25 Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"(с изменениями и дополнениями) памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
В соответствие с ч. 2 ст. 95 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ) (с изменениями и дополнениями) земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
В соответствии с ч.4 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.
Из приведённых правовых норм следует, что при объявлении природных комплексов и объектов памятниками природы, а также особо охраняемыми природными территориями изъятие у собственников земельных участков, включенных в состав особо охраняемых природных территорий не является обязательным, вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств, что в связи с объявлением "Урочища Козлоуха" памятником природы областного значения Оренбургской области, данный земельный участок был изъят у его собственника.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Установив, что земельный участок, являющейся предметом оспариваемых договоров, находится на территории земель лесного фонда, в отношении которого зарегистрировано право собственности Российской Федерации, суд пришёл к обоснованному выводу о распоряжении спорным имуществом неуполномоченным лицом и правомерно признал оспариваемые договор и дополнительное соглашение к нему от (дата) недействительными сделками.
Свои выводы в обоснование принятого решения суд подробно мотивировал со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы материального права.
Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам. Оценка доказательствам дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Таким образом, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Александровского районного суда Оренбургской области от 10 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Сотникова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.