Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К,
судей областного суда Каменцовой Н.В, Швецовой Н.А,
при секретаре Борниковой О.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарифуллиной Л.А. к министерству социального развития Оренбургской области, управлению жилищной политики администрации г.Оренбурга о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, предоставлении социальной выплаты,
по апелляционной жалобе Шарифуллиной Л.А. на решение Центрального районного суда г.Оренбурга от 01 июня 2018 года,
установила:
Шарифуллина Л.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, с (дата) зарегистрирована и проживает по адресу (адрес), до указанной даты зарегистрирована и проживала у своего сына по адресу: (адрес).
Постановлением администрации г. Оренбурга от (дата) N-п постановлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории член семьи погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ. Распоряжением Министерства социального развития Оренбургской области от (дата) N истцу отказано в получении социальной выплаты по указанной категории граждан, в связи с тем, что истец ухудшила свои жилищные условия, с указанного момента не прошло 5 лет.
Просила с учетом уточненных требований признать распоряжение Министерства социального развития Оренбургской области от (дата) N об отказе в предоставлении социальной выплаты незаконным, обязать предоставить вышеуказанную социальную выплату, как вдове участника ВОВ.
Определением суда от 01.06.2018 года производство по делу о признании Шарифуллиной Л.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории член семьи погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ прекращено в связи с отказом от иска в данной части.
Представитель истца Рухлина П.М, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в части признания распоряжения об отказе в предоставлении социальной выплаты незаконным, обязании предоставить истцу вышеуказанную социальную выплату как вдове участника ВОВ, указав, что с момент регистрации в (адрес) истец постоянно проживает у внучки с её семьей по (адрес), данная квартира является однокомнатной, принадлежит супругу внучки, в (адрес) к сыну ездит только в гости. Умысла на ухудшение жилищных условий истец не имела.
Представитель ответчика управления жилищной политики администрации г.Оренбурга Бобуек Е.А, действующая на основании доверенности, в судебном заседании оставила разрешение спора на усмотрение суда, указав, что постановлением администрации г. Оренбурга от (дата) истец постановлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории член семьи погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, в настоящее время продолжает стоять на этом учете, несмотря на возвращение учетного дела Министерством социального развития Оренбургской области.
Представитель ответчика министерства социального развития Оренбургской области Кузнецова Л.С, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что в ходе проверки учетного дела Шарифуллиной Л.А. установлено, что последняя зарегистрирована с (дата) одна по адресу : (адрес) жилом помещении общей площадью 42,3 кв.м, принадлежащем на праве собственности М.- мужу внучки истца. До (дата) истец была зарегистрирована и проживала по адресу: (адрес) совместно с сыном О. и его женой в жилом доме общей площадью 77 кв.м, который принадлежит на праве собственности сыну. В учетном деле имеется справка от (дата) N о том, что Шарифуллина Л.А. фактически проживает по прежнему адресу регистрации: (адрес), прикреплена на медицинское обслуживание в ГБУЗ " *** РБ". Полагает, что истец намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью постановки на учет в (адрес) в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения или социальной выплаты, поскольку ранее по месту регистрации была обеспечена учетной нормой жилья.
Решением суда от 01.06.2018 года в удовлетворении исковых требований Шарифуллиной Л.А. отказано.
В апелляционной жалобе Шарифуллина Л.А, в лице своего представителя Рухлиной П.М, действующей на основании доверенности, просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В суд апелляционной инстанции истец, представитель ответчика министерство социального развития Оренбургской области не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в письменном заявлении истец просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав доклад судьи Анненковой К.К, пояснения представителя Шарифуллиной Л.А. Рухлиной П.М, действующей на основании доверенности, представителя ответчика управления жилищной политики администрации города Оренбурга Поднебесной В.А, действующей на основании доверенности, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе членов семьи погибших участников Великой Отечественной войны, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, без ограничения срока постановки на учет закреплено Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N5 - ФЗ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.
Необходимым условием реализации данного права является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пп.2 ч.1).
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ).
Согласно подпункту "д" пункта 4.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов", утв. Постановлением Правительства Оренбургской области от 09 марта 2006 N 72-п (далее Порядка предоставления) меры социальной поддержки в обеспечении жильем, предоставляются гражданам, зарегистрированным на территории Оренбургской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, отнесенным к категории ветераны Великой Отечественной войны.
В соответствии с абз. 2 пункта 17 указанного Порядка предоставления по категории "Ветераны Великой Отечественной войны" Министерство социального развития на основании утвержденных органами местного самоуправления списков граждан ежемесячно формирует единый областной реестр ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом граждане, указанные в подпунктах "а", "б", "г" подпункта 4.1, включаются в указанный реестр в первоочередном порядке.
Согласно пункту 18 Министерство социального развития на основании единого областного реестра ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и по мере предоставления средств из федерального бюджета на соответствующий финансовый год формирует список претендентов на получение социальной выплаты или на предоставление жилого помещения по договору социального найма и доводит его до администраций городов и районов области.
Как следует из материалов дела, Шарифуллина Л.А, (дата) года рождения, является вдовой А. - участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года N5 - ФЗ "О ветеранах".
Постановлением администрации города Оренбурга N-П от (дата) Шарифуллина Л.А. принята на учет граждан нуждающихся в жилом помещении, как член семьи умершего инвалида войны, участника ВОВ.
Распоряжением N от (дата) министерства социального развития Оренбургской области истцу отказано в предоставлении социальной выплаты в связи с выявлением фактов принятия ее органом местного самоуправления на учет нуждающейся с нарушением норм жилищного законодательства РФ (ст.53 ЖК РФ).
Основанием для принятия указанного решения явилось обстоятельство обеспеченности истца более учетной нормы жилой площадью по прежнему месту регистрации и последующее ухудшение ею своих жилищных условий с намерением быть принятой на учет нуждающихся в жилом помещении в г. Оренбурге.
При этом из пояснительной записки следует, что Шарифуллина Л.А. до (дата) была зарегистрирована и проживала в жилом доме по адресу: (адрес), общей площадью 77 кв.м, совместно с сыном О. и его супругой, принадлежащем на праве собственности О. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию после смерти отца А.
С (дата) Шарифуллина Л.А. зарегистрирована и проживает одна на основании договора поднайма в жилом помещении по адресу: (адрес), общей площадью 42,3 кв.м, принадлежащем на праве собственности М.
Регистрация истца в жилом помещении в (адрес) является намеренным ухудшением жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, о чем свидетельствуют действия истца в виде обращения в орган местного самоуправления 8.12.2014 года после изменения регистрации в ноябре 2014 года с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилье и фактическое проживание по прежнему месту регистрации.
Судом установлено, что Шарифуллина Л.А. на момент рассмотрения спора состоит на учете нуждающихся в жилом помещении.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Шарифуллиной Л.А, суд первой инстанции правильно установилправоотношения между участниками спора и применил нормы материального права, подлежащие применению, пришел к обоснованному выводу о том, что истец, являясь членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает фактически в (адрес), обеспечена жилой площадью, превышающей установленную норму общей площади жилого помещения, в связи с чем оснований для признания незаконным распоряжения министерства социального развития Оренбургской области и предоставления социальной выплаты на приобретение жилья.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На основании п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Следовательно судом первой инстанции обоснованно исследовались фактические обстоятельства дела о том, является ли регистрация истца в ноябре 2014 года в жилом помещении по адресу: (адрес), общей площадью 42,3 кв.м, принадлежащем на праве собственности М. умышленным и недобросовестным действием, совершенным с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судом установлено, что по сведениям на запрос суда первой инстанции ГБУЗ " (адрес) больница" от (дата) Шарифуллина Л.А. прикреплена для медицинского обслуживания к данному медицинскому учреждению. Проживает по адресу: (адрес), с апреля 2016 года обращений в поликлинику не было, но получала медицинскую помощь на ФАПе. Фельдшер *** ФАПа регулярно оказывает Шарифуллиной Л.А. помощь и назначает лечение по поводу диагноза: ***.
Из акта материально-бытового обследования условий проживания граждан- нуждающихся в различных видах социальной поддержки составленного социальным работником (дата) следует, что на момент обследования Шарифуллина Л.А. находилась у сына О. по адресу: (адрес), периодически приезжает в гости, в (адрес) имеет регистрацию для того, чтобы сделать операцию на глаза и для обследований у врачей.
Из ответа Министерства социального развития Оренбургской области следует, что по состоянию на (дата) Шарифуллина Л.А. в областном реестре ветеранов ВОВ по категории "члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ" не значится.
При установленных обстоятельствам суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что регистрация истца в жилом помещении (адрес) свидетельствует о намеренном ухудшении своих жилищных условий с целью получения социальной выплаты на приобретение жилья.
Довод апеллянта в жалобе о несогласии с выводом суда об отказе в удовлетворении иска, судебная коллегия считает несостоятельным.
На основании совокупности представленных доказательств, суд установив фактическое проживание истца и получение ей необходимой медицинской помощи в селе (не по месту регистрации (адрес)) в жилом помещении принадлежащем члену ее семьи сыну О, площадь которого, приходящаяся на каждого члена семьи (25,7 кв.м.), свыше учетной нормы, установленной на территории Кутлуевского сельсовета (12 кв.м.), пришел к правомерному выводу о наличии законных оснований для вынесения министерством социального развития Оренбургской области, в пределах своих полномочий, решения о не включении истца в сводный список граждан, претендующих на получение социальной выплаты, как соответствующее нормам жилищного законодательства, регулирующего вопросы постановки на учет для получения жилья.
В соответствии с п. 20 Порядка оформления и получения социальной выплаты Министерство социального развития региона в тридцатидневный срок производит проверку достоверности представленных документов, в случае выявления недостоверных данных в представленных документах уведомляет администрацию города (района) об отказе в выдаче социальной выплаты и предоставлении жилых помещений по договору социального найма или запрашивает дополнительные документы либо принимает решение об отказе в предоставлении социальной выплаты или жилого помещения по договору социального найма в случае принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с нарушением норм жилищного законодательства.
Органы местного самоуправления в течение месяца принимают решение о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, в отношении которых принято решение об отказе в выдаче социальной выплаты или предоставлении жилого помещения по договору социального найма.(абзац введен Постановлением Правительства Оренбургской области от 22.07.2014 N 517-п)
В случае несогласия органов местного самоуправления с решением министерства социального развития об отказе в выделении социальной выплаты органы местного самоуправления в течение месяца вправе обратиться в судебные органы для обжалования такого решения.
В данном деле отсутствуют сведения о принятии органом местного самоуправления г. Оренбурга решения о снятии с учета истца либо обращения в суд для обжалования решения Министерства социального развития об отказе в предоставлении социальной выплаты, однако неисполнение администрацией г. Оренбурга требований регионального нормативного акта не свидетельствует о том, что Шарифуллина Л.А. является нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о несогласии с оценкой судом доказательств.
Судом первой инстанции при разрешении исковых требований учтены все представленные сторонами доказательства, которым дана надлежащая оценка по правилам ст.67 ГПК РФ, оснований для иной оценки доказательств по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что в апелляционной жалобе не приводится доводов, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могут являться поводом для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Оренбурга от 01 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шарифуллиной Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.