Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Станковой Е.А,
судей: Гулян Р.Ф, Грымзиной Е.В,
при секретаре: Объедковой О.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартышкина Виктора Константиновича к государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения по Еланскому району" о признании незаконным бездействия, понуждении к перерасчету единовременной денежной выплаты, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Мартышкина Виктора Константиновича
на решение Еланского районного суда Волгоградской области от 29 июня 2018 г, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Мартышкина Виктора Константиновича к Государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения по Еланскому району" о признании бездействия незаконным, понуждении совершить определенные действия, взыскании денежной компенсации морального вреда, отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Станковой Е.А, выслушав представителя ответчика Привалову Е.С, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Мартышкин В.К. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения по Еланскому району" (далее - ГКУ "Центр социальной защиты населения по Еланскому району") о признании бездействия незаконным, понуждении к перерасчету единовременной денежной выплаты, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что является инвалидом второй группы, получателем мер социальной поддержки на основании Федерального закона РФ от 24 ноября 1995г. N181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
По утверждению истца, в 2017 г. ему предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищных и коммунальных услуг в заниженном размере ежемесячно в сумме 7728 руб. и без учета его расходов на оплату услуг телефонной связи.
В удовлетворении требований о перерасчете предоставленной ему компенсации, согласно ответу 8 мая 2018г. N "... " ответчиком отказано.
Полагает, что действия ответчика не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушаютего права как инвалида. Действиями ответчика ему причинен моральный вред, ухудшилось состояние здоровья.
Просил суд признать незаконным отказ ответчика в перерасчете ему ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищных и коммунальных услуг за 2017 г, как инвалиду, обязать ответчика произвести перерасчет, взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Мартышкин В.К. оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу ГКУ "Центр социальной защиты населения по Еланскому району" просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверивматериалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правиламчасти 6настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленногопрожиточного минимумамаксимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N761 во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно части 2указанных Правил, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно пунктам 1.3 и 2.7 Порядка предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением администрации Волгоградской области от 24 августа 2016 г. N 478-п, меры социальной поддержки предоставляются центрами социальной защиты населения в форме ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДВ на оплату ЖКУ). ЕДВ на оплату ЖКУ предоставляется гражданину в виде авансовой суммы в размере, определяемом как сумма компенсаций расходов по оплате 50 процентов каждого вида жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с нормами и в объемах, которые установлены законодательными актами, указанными в пункте 1.2 настоящего Порядка.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Мартышкин В.К. является инвалидом второй группы, состоит на учете в ГКУ "Центр социальной защиты населения по Еланскому району", является получателем мер социальной поддержки по оплате жилищных услуг, а на основании Федеральногозаконаот 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - по оплате коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.
В период 2017 г. Мартышкину В.К. предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищных и коммунальных услуг в размере 7728 руб.
Обращаясь с настоящими требованиями, истец ссылался на то, что выплата субсидии в указанный период ему производилась ответчиком в заниженном размере и без учета его расходов на оплату услуг телефонной связи.В удовлетворении требований о перерасчете предоставленной ему компенсации, согласно ответу 8 мая 2018г. N "... " ответчиком отказано.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что расчет ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищных и коммунальных услуг Мартышкину В.К. ГКУ "ЦСЗН" по Еланскому району" в спорный период соответствует нормам действующего законодательства, произведен с учетом нормативов потребления услуг, и пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом суд исходил из расчета суммы ЕДВ, предоставленного ответчиком, согласно которому, фактические расходы по оплате коммунальных услуг за 2017 г. истца составили 29018,11 руб. Из указанного расчета усматривается, что в январе, феврале, марте, апреле, мае, ноябре и декабре фактические расходы истца по оплате за газ превысили установленные нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению, в связи с чем, расчет ЕДВ на оплату ЖКУ произведен с учетом расходов в пределах нормативов потребления -15465,23 руб, исходя из размера ЕДВ на оплату ЖКУ в 2017г. - 644 руб.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной правовой нормы Правительством Российской Федерации 13 июня 2006 г. издано постановление N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа".
Согласно пункту 1 данного постановления нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Указанные нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа и не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению, которым определены минимально допустимые нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа по основным направлениям его использования (приготовление пищи и нагрев воды, отопление жилых помещений), определяющие минимальный объем газа, необходимый для жизнедеятельности граждан с учетом природно-климатических и других особенностей регионов.
В частности, для Волгоградской области названным постановлением утверждены нормы потребления газа, используемого для приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовых приборов в расчете на одного человека: для газовой плиты при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения - 11,5 куб. м/чел, для газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения - 33 куб. м/чел, для газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя и центрального горячего водоснабжения - 15 куб. м/чел, а также среднегодовые нормы потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками из расчета 7,8 куб. м/кв. м.
Пунктом 2 постановления правительства Российской Федерации "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" установлено, что расчет нормативов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, для муниципальных образований осуществляется совместно с газоснабжающими организациями на основании порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
В соответствии с пунктом 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 октября 2006 г. N 9796-ЮТ/07 нормативы могут быть установлены как среднегодовые (когда весь объем потребленного газа делится на 12 месяцев), так и сезонные (когда тот же объем газа делится на месяцы отопительного сезона). Право выбора метода определения нормативов или сочетания методов предоставлено органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 15 апреля 2015 г. N 12/3 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению на территории Волгоградской области (приложение N 1 к Приказу) для приготовления пищи в многоквартирных и жилых домах, оборудованных газовой плитой, при газоснабжении природным газом -11,5 куб. м/чел, для подогрева воды в многоквартирных и жилых домах, оборудованных газовой плитой и не оборудованных газовым обогревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) при газоснабжении природным газом - 5,36куб. м/чел, для отопления жилых помещений в многоквартирных и жилых домах при газоснабжении природным газом -7,8куб. м/чел.
Из представленного ответчиком расчета следует, что расчет ЕДВ на оплату ЖКУ по коммунальной услуге по газоснабжению ответчиком произведен с учетом площади отапливаемого помещения истца, количества лиц, зарегистрированных в помещении, установленных нормативов потребления и тарифов на оплату: ((7,8*5,01*26,1 кв.м.) + (16,86*5,01) = 1104,40 руб. При этом компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг обоснованно рассчитана ответчиком в размере 50 процентов платыкаждого вида жилищно - коммунальных услуг, в соответствии с Федеральнымзаконом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы о том, что расчет единовременной денежной выплаты должен производиться с учетом расходов на оплату услуг телефонной связи являются необоснованными.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, установлены виды коммунальных услуг, к которым относятся: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, и обращение с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку услуги телефонной связи не относятся к коммунальным услугам, расходы, понесенные истцом при их оплате, правомерно не учтены ответчиком при расчете суммы единовременной денежной выплаты.При расчете ЕДВ на оплату ЖКУ учтены расходы по оплате 50 процентов каждого вида жилищно-коммунальных услуг.
Судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, поскольку не представлено доказательств, причинения ответчиком моральных и нравственных страданий истцу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
решение Еланского районного суда Волгоградской области от 29 июня 2018г. по гражданскому делу по иску Мартышкина Виктора Константиновича к Государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения по Еланскому району" о признании незаконным бездействия, понуждении к перерасчету единовременной денежной выплаты, взыскании компенсации морального вреда, оставить без изменения, апелляционную жалобу Мартышкина Виктора Константиновича оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.