Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Атрошкиной В.Т.
судей коллегии Зотиной Е.Г. и Кравцовой Е.А.
при секретаре Нагорняк М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Герусова Виктора Васильевича на решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Герусова Виктора Васильевича к Администрации г. Губкинского о признании незаконным решения об отказе в признании малоимущим и постановке на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признании малоимущим и постановке на данный учет, возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кравцовой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Герусов В.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Губкинского о признании незаконным уведомления (решения) управления жилищной политики Администрации г. Губкинского от 15 марта 2018 года N об отказе в признании его малоимущим и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признании малоимущим и постановке на данный учет, возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди. В обоснование иска указал, что решением суда совместно с Клопот А.Н, Герусовым Е.В, Герусовой А.Н. и несовершеннолетним ФИО1 был выселен из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", жилое помещение N, в другое жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". Вместе с тем, решением Губкинского районного суда от 26 июля 2017 года истец был признан ведущим отдельное хозяйство. Считает, что при предоставлении ответчиком жилого помещения площадью 72,2 кв.м. не были учтены нормы предоставления жилого помещения. 15 февраля 2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Оспариваемым решением ему было отказано в постановке на учет, поскольку не представлены документы, подтверждающие его регистрацию по месту жительства на территории г. Губкинский.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Герусов В.В. и его представитель Ибрагимов Ф.М, действующий на основании доверенности, настаивали на удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в иске. Истец пояснил, что не желает вселяться в квартиру, предоставленную ему по решению суда, так как в ней проживает его бывшая жена с новым супругом, а также сын со своей семьей. Другого жилья истец не имеет, полагает, что ответчик должен предоставить ему вне очереди отдельную квартиру площадью не менее 33 кв.м. Регистрироваться в предоставленном жилом помещении не намерен, поскольку полагает, что в данном случае станет членом семьи указанных лиц.
Представитель ответчика Администрации г. Губкинский Кусенко В.В, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск. Указала, что истцу обоснованно отказано в постановке на учет ввиду не предоставления предусмотренных законом документов. Жилое помещение было предоставлено ответчику и бывшим членам его семьи не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с аварийностью. Герусов В.В. не лишен возможности как вселения в данное жилое помещение, так и регистрации по месту жительства в нем.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен истец Герусов В.В. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое об удовлетворении заявленных требований ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения норм материального права. Приводит доводы о не согласии с принятым ранее решением о выселении с предоставлением другого жилого помещения. Указывает, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что истец признан ведущим отдельное хозяйство, а также, что бывшая жена проживает в квартире с новым супругом, что делает невозможным совместное проживание в нем. Также, судом не приняты во внимание показания свидетелей, подтвердивших в судебном заседании факт проживания истца на территории г. Губкинский. Не учтено и то, что Герусов В.В. снят с регистрационного учета на основании решения суда, зарегистрироваться возможности не имеет.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Администрации г. Губкинский указывает на законность и обоснованность постановленного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не присутствовали, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (часть 4 статьи 52 ЖК РФ).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 52 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе, в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 7 Закона ЯНАО N36-ЗАО от 30 мая 2005 года "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в ЯНАО" для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования категории граждан, указанные соответственно в статьях 6 и 6-1 настоящего Закона, представляют в органы местного самоуправления либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры) заявление и следующие документы: 1) паспорт заявителя; 2) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи); 3) документ, содержащий сведения о лицах, проживающих совместно с заявителем по месту его жительства (заявитель вправе предоставить выписку из домовой книги либо копию финансово-лицевого счета, иной документ, содержащий сведения о лицах, проживающих совместно с заявителем по месту его жительства, выданный органом местного самоуправления либо уполномоченной им организацией); 4) правоустанавливающие документы на занимаемые заявителем и членами его семьи жилые помещения, права на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке; 5) документ, выданный полномочной медицинской организацией, подтверждающий наличие у заявителя (члена семьи) заболеваний, предусмотренных перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан, указанных в статьях 6 и 6-1 настоящего Закона, органы местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - межведомственное взаимодействие) самостоятельно осуществляют межведомственный запрос документов (сведений) в государственных органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления учреждениях, в распоряжении которых они находятся, а в случае самостоятельного распоряжения прилагают, в том числе, документы, содержащие сведения о гражданах, зарегистрированных по месту постоянного места жительства заявителя и членов его семьи.
Как усматривается из дела, истцом с заявлением о признании семьи малоимущей и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, от 15 февраля 2018 года, представлены копия паспорта, справка УПФР России, справка ФНС, решение суда, акты ОССП г. Губкинский об изъятии арестованного имущества и о совершении исполнительных действий. Истец в своем заявлении место жительства и регистрации не указал. По запросу Управления жилищной политики Администрации г. Губкинский, сектором обработки и хранения документов жилищного фонда МКУ "ДОДОМС" представлена справка N 532 от 19 февраля 2018 года, согласно которой Герусов В.В. зарегистрированным не значится.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным уведомления (решения) об отказе в признании гражданина малоимущим и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, суд первой инстанции исходил из необходимости предоставления Герусовым В.В. документов, подтверждающих его регистрацию по месту жительства в г. Губкинском.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда в данной части в силу следующего.
Как следует из приведенных выше положений статей 49,52, Жилищный кодекс РФ предусматривает принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства и не ставит данное право в зависимость от наличия либо отсутствия регистрации.
Понятие места жительства, с которым связан ряд прав и обязанностей граждан, в том числе право на постановку на учет для улучшения жилищных условий, приведено в статье 20 ГК РФ, статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации", других нормативных актах. Регистрация не входит в это понятие и является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Отсутствие регистрации не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
В силу статьи 3 приведенного Закона регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П; определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).
В указанных обстоятельствах, отсутствие у истца регистрации по месту жительства не может являться основанием для признания у него отсутствующим права состоять на учете. Кроме того, истцу отказано в постановке на учет по основанию не представления документов, которые не подтверждают право граждан состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, а не по основанию не представления документов, обязанность по представлению которых возложена на гражданина.
С учетом приведенного, вывод суда об отсутствии оснований для признания отказа в признании гражданина малоимущим и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не основан на приведенных выше положениях закона, в связи с чем, решение суда в данной части подлежит отмене.
При этом, судебная коллегия указывает, что обжалуемое решение органа местного самоуправления является преждевременным, поскольку решение о наличии либо отсутствии у истца права состоять на учете малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях должно быть принято ответчиком с учетом имеющихся у истца документов, в том числе, договора социального найма на предоставленное по решению суда жилое помещение. Также, в судебном заседании в качестве свидетелей судом были допрошены Л, Б, которые указали, что истец после выселения из жилого помещения на основании решения суда, проживает в г. Губкинском в различных местах.
Таким образом, Герусов В.В. не лишен права обратиться с заявлением о постановке его на учет, представив необходимые для постановки на учет документы.
Поскольку в полномочия суда не входит признание гражданина малоимущим и постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о признании Герусова В.В. малоимущим и постановке на данный учет.
Исковые требования Герусова В.В. о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, поскольку как установлено судом, истцу в порядке переселения из аварийного жилого помещения, применительно к положениям статьей 86, 89 ЖК РФ, предоставлено жилое помещение. При этом, предоставление данного жилого помещения носит компенсационный характер, равнозначно ранее занимаемому, улучшает жилищные условия в точки зрения безопасности.
Как правильно указано судом первой инстанции в решении, основания для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке предусмотрены частью 2 статьи 57 ЖК РФ, однако таковые в отношении истца в судебном заседании не установлены.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что судом не учтены не соответствие предоставленного жилого помещения количеству вселяемых в него лиц, невозможность проживания в жилом помещении истца с бывшей супругой и ее мужем, отклоняются судебной коллегией, поскольку сводятся к несогласию с ранее принятым судом решением о выселении истца с предоставлением другого жилого помещения.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не опровергают постановленных судом выводов в части отказа в удовлетворении иска о признании малоимущим и постановке на учет малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях, и о предоставлении жилого помещения, новых обстоятельств и доказательств, которые бы опровергали выводы суда в данной части и могли бы повлиять на существо вынесенного решения, не содержат, и были предметом исследования в суде, им дана надлежащая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2018 года в части отказа в удовлетворении требований Герусова Виктора Васильевича к Администрации г. Губкинский о признании незаконным решения (уведомления) от 15 марта 2018 года об отказе в признании граждан малоимущими и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отменить, приняв в указанной части новое решение, изложив его в следующей редакции.
Исковые требования Герусова Виктора Васильевича к Администрации г. Губкинский о признании незаконным решения (уведомления) от 15 марта 2018 года об отказе в признании граждан малоимущими и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признании малоимущим и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма удовлетворить в части.
Признать незаконным решение (уведомление) Администрации г. Губкинский от 15 марта 2018 года N об отказе в признании Герусова Виктора Васильевича малоимущим и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В удовлетворении исковых требований Герусова Виктора Васильевича к Администрации г. Губкинский о признании малоимущим и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма - отказать.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.