Судья Верховного Суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
при секретаре судебного заседания Сметаниной Е.Ф,
рассмотрев 25 апреля 2018 года в г.Сыктывкаре жалобу должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Ухтинская физиотерапевтическая поликлиника" Середы А. Ал. на решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 марта 2018 года, которым постановление "Номер обезличен" руководителя территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми от 11 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Середы А. Ал. оставлено без изменения,
установил:
постановлением "Номер обезличен" руководителя территориального органа Росздравнадзора по РК от 11.01.2018 должностное лицо - главный врач ГБУЗ РК "Ухтинская ФТП" Середа А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 21 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвержен административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Находя незаконным постановление должностного лица административного органа, Середа А.А. обратился в городской суд с жалобой, в которой указывает на неправомерность своего привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания в части уничтожения лекарственных средств, поскольку хотя бы на день рассмотрения дела об административном правонарушении акт об уничтожении лекарственных средств должностному лицу предоставлен не был, вместе с тем, предоставлены иные сведения, которые с достоверностью подтверждают исполнение предписания. Названные обстоятельства, по убеждению подателя жалобы, свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения, в том числе в виду отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, отсутствия доказательств наличия негативных последствий, в связи с чем, Середа А.А. просил об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу.
По итогам рассмотрения жалобы судьей городского суда принято названное выше решение.
Не согласившись с решением судьи, должностное лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Середа А.А. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Коми, в которой просил его отменить, производство по делу прекратить, в обоснование приводя доводы жалобы при обращении в городской суд. Дополнительно должностным лицом обращено внимание на то, что лекарственные средства с истекшим сроком хранения переданы учреждением здравоохранения ООО "Мед-Экология" в рамках заключенного договора "Номер обезличен"/ЛПУ от 01.10.2017 согласно накладной приема-передачи от 22.11.2017 медицинских отходов класса "Г" - просроченные лекарственные средства, а равно в срок, установленный предписанием N69 от 13.09.2017об устранении выявленных недостатков, который определен до 30.11.2017.
Должностное лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Середа А.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, указав, что документы о передаче на уничтожение лекарственных препаратов, предоставленные проверяющему органу во исполнение предписания, являются достаточным для утверждения об устранении выявленного нарушения, указанного в пункте 3 предписания, поскольку фактически в установленные сроки лекарственные препараты с истекшим сроком годности были вывезены из лечебного учреждения в рамках договора, направленного на производство ООО "Мед-Экология" сбора, вывоза и обезвреживания медицинских отходов, в числе которых и препараты класса "Г", а равно не могли ни создать угрозу, ни привести к негативным последствиям.
Надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми, явку своего представителя не обеспечил.
Считаю возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав объяснения должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Как установлено ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения части 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа.
Из материалов дела следует, что по итогам внеплановой выездной проверки, проведенной территориальным органом Росздравнадзора по РК в отношении ГБУЗ РК "Ухтинская ФТП" в период с 11.09.2017 по 13.09.2017 в деятельности проверяемого лица выявлен ряд нарушений законодательства в области здравоохранения, в связи с чем, административным органом выдано предписание N 69 от 13.09.20174 об их устранении и информировании в письменном виде в срок до 30.11.2017 об устранении нарушений по всем пунктам предписания, содержащего, какие сведения и документы необходимо предоставить.
С целью проверки исполнения ГБУЗ РК "Ухтинская ФТП" выданного предписания территориальным органом Росздравнадзора по РК в отношении ГБУЗ РК "Ухтинская ФТП" в период с 01.12.2017 по 18.12.2017 проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что предписание N 69 от 13.09.2017 исполнено не в полном объеме, а именно: не устранены нарушения п.п. 4, 5 раздела II, 11,12 раздела III, п. 42, 43 раздела IV Приказа Минздрава РФ от 23.08.2010г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" - отсутствует необходимое оборудование, позволяющее обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной (вторичной) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, не ведется учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности; п.п. 1, 3, 4 ст. 59 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" - отсутствует контроль за уничтожением лекарственных средств с ограниченным сроком годности; не представлен акт уничтожения лекарственных средств.
По факту неисполнения пункта 3 предписания административным органом составлен протокол N163 об административном правонарушении от 25.12.2017, ответственность за которое предусмотрена ч. 21 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица главного врача ГБУЗ РК "Ухтинская ФТП" Середы А.А.
Как следует из постановления должностного лица административного органа, основанием для привлечения к ответственности должностного лица послужило выявленное административным органом в результате проведенной внеплановой документарной проверки неисполнение учреждением в установленный срок требований ранее выданного предписания об устранении выявленных по результатам проведенной проверки нарушений.Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд городского суда пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьей 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Соглашаясь с выводами должностного лица о наличии вины главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Ухтинская физиотерапевтическая поликлиника" Середы А.А. в совершенном правонарушении, судья городского суда, принимая во внимание положения статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, исходил из того, что должностным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Судья городского суда посчитал, что лицом, в отношении которого велось производство по делу, не представлено доказательств проявления необходимой и достаточной степени заботливости и осмотрительности, а также объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм. Судьей городского суда проверена процедура и срок давности привлечения к административной ответственности, нарушений положений Кодекса РФ об административных правонарушениях не установлено. При этом, административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с положениями статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в минимальном размере санкции нормы части 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представленные в материалы дела документы не опровергают выводов должностного лица и судьи городского суда о неисполнении в установленные сроки предписания от 13.09.2017 в полном объеме, поскольку из представленных документов следует, что требуемый акт уничтожения лекарственных средств, перечисленных в п.1, 2 раздела I, административному органу не предоставлен в установленный предписанием срок. При этом не могут повлиять на выводы о неисполнении предписания в части, возлагаемой на учреждение в целях осуществления контроля за уничтожением лекарственных средств с истекшим сроком годности и препаратов, хранившихся с нарушением хранения, обязанности предоставления акта об уничтожении лекарственных средств, с которыми оснований не согласиться не нахожу, доводы должностного лица о достаточности предоставленных учреждением накладных в качестве документов, свидетельствующих о вывозе лекарственных средств, а равно их отсутствии в лечебном учреждении и невозможности использования. Из материалов дела об административном правонарушении следует, что лекарственные средства, хранившиеся с нарушением хранения, изъяты из обращения 11.09.2017 с последующим оформлением акта N2 от 03.10.2017 "О порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей" и передачей медицинских отходов класса "Г" 22.11.2017 на утилизацию.
Вместе с тем, из условий предоставленного договора N210-2017/ЛПУ, заключенного 01.10.2017 между ООО "Мед-Экология" и ГБУЗ РК "Ухтинская физиотерапевтическая поликлиника", следует, что ООО "Мед-Экология" взяло на себя обязанность производить сбор, вывоз и обезвреживание, в том числе медицинских отходов класса "Г", исполнение которой принимается ГБУЗ РК "Ухтинская физиотерапевтическая поликлиника" на основании акта об оказании услуг, который, что не оспаривалось должностным лицом в судебном заседании, к сроку, указанному в предписании, отсутствовал, в связи с чем, оснований утверждать, что учреждением произведены все действия, указывающие на уничтожение лекарственных препаратов в отсутствие соответствующего акта, не имеется. Несостоятельными нахожу и ссылки должностного лица о невозможности повлиять на сроки утилизации ООО "Мед-Эколокия", а равно наличие независящих от лечебного учреждения обстоятельств по уничтожению лекарственных препаратов в установленный в предписании срок, поскольку анализ условий приведенного выше договора позволяет придти к выводу о том, что услуги по обезвреживанию отходов класса "Г" производятся в течение пяти рабочих дней после приема-передачи отходов на основании накладной приема-передачи отходов, которая в рассматриваемом случае составлена сторонами названного договора 22.11.2017. Довод подавшего жалобу о том, что отсутствие в лечебном учреждении в установленные предписанием сроки лекарственных препаратов с истекшим сроком хранения, свидетельствует о невозможности наступления каких-либо негативных последствий, не влияет на правовую квалификацию его действий по части 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. С учетом установленных обстоятельств доводы жалобы об исполнении предписания в установленные сроки, нахожу необоснованными.
Иные доводы заявителя, приведенные в рассматриваемой жалобе, были предметом рассмотрения судьи городского суда, им дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться, поскольку решение суда основано на всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела. Кроме того, вопреки доводам должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, судьей не установлено обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное правонарушение как малозначительное в соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда, так как малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу. Учитывая фактические обстоятельства дела и характер совершенного административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния. Таким образом, приведенные в жалобе доводы не ставят под сомнение законность и обоснованность принятых по делу постановления должностного лица и решения судьи городского суда. Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с принятыми актами, не является основанием к отмене указанных постановления и судебного решения, постановленных с соблюдением требований Кодекса РФ об административных правонарушениях. На основании изложенного обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи городского суда являются законными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных по делу актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья решил:решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Середы Александра Александровича оставить без изменения, жалобу лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Середы Александра Александровича - без удовлетворения. Судья Д.А. Колесникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.