СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А,
судей Архаровой Л.В, Захваткина И.В,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.
рассмотрела в судебном заседании 14 июня 2018 г. дело по апелляционным жалобам Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, поданной представителем Деречиной С.В, и администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", поданной главой МО ГО "Сыктывкар" - руководителем администрации Козловым В.В, на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 апреля 2018 г, по которому
возложена на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность предоставить Фролову Д.Р. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО "Сыктывкар".
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А, объяснения прокурора Шевелевой М.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Сыктывкара обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми в интересах Фролова Д.Р. с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о предоставлении жилья по договору найма специализированного жилого помещения в порядке статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К участию в данном деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми.
Ответчик иск не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе, поданной главой муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - руководителем администрации Козловым В.В, поставлен вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, суд, принимая решение об удовлетворении иска, не учел, что органы местного самоуправления при реализации отдельных государственных полномочий, в том числе по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность пропорционально выделенным им средствам, поступившим из вышестоящего бюджета, соответствующие денежные средства выделяются бюджету МО ГО "Сыктывкар" в недостаточном объеме, кроме того, суд не принял во внимание, что обязание ответчика предоставить истцу жилье нарушит права иных лиц той же категории, что и истец, стоящих на учете на получение жилья и не имеющих судебного решения об обеспечении их жильем.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в апелляционной жалобе также просит отменить состоявшееся по делу судебное решение, полагая неправомерным предоставление Фролову Д.Р. жилого помещения без учета аналогичных прав других граждан этой же категории.
Прокурором г. Сыктывкара поданы возражения на апелляционные жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Фролов Д.Р, "Дата обезличена" года рождения, уроженец.., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.... Фролов Д.Р. был передан на попечение органов опеки и попечительства
Постановлением главы администрации МО "Город Сыктывкар" от 28 января 2002 г. N 1/202 за Фроловым Д.Р. и его братьями - Ф.Г.Е, Ф.А.Р. и Ф.М.Р. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: "Адрес обезличен", которое представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью 41,5 кв.м, входящую в состав муниципального жилищного фонда. Квартира предоставлена матери истца на условиях социального найма.
С 26 февраля 2002 г. по 4 сентября 2012 г. Фролов Д.Р. воспитывался в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом... "; с 1 сентября 2012 г. обучался в ГАОУ СПО РК "... колледж", на период обучения имел регистрацию по месту пребывания (с 22 октября 2014 г. по 31 января 2017 г.) и проживал в общежитии колледжа; с 1 сентября 2016 г. по 1 января 2018 г. обучался в ГПОУ "... техникум", проживал в общежитии техникума по адресу: "Адрес обезличен", сохраняет регистрацию по месту пребывания в указанном общежитии до 30 июня 2019 г.
Согласно пояснениям истца, он в настоящее время проживает в г. Сыктывкаре, не трудоустроен, постоянного места жительства не имеет, проживает у друзей по устной договоренности.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам АМО ГО "Сыктывкар", утвержденным постановлением главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 10 июня 2015 г. N6/1880, установлен факт невозможности проживания Фролова Д.Р. в жилом помещении по адресу: "Адрес обезличен" в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, меньше учетной нормы жилого помещения (41,5 кв.м общей площади на 6 человек), Фролов Д.Р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с даты утверждения протокола общественной комиссии по жилищным вопросам.
Жилищные условия Фролова Д.Р, по сравнению с 2015 годом, не изменились. самостоятельных прав в отношении каких-либо иных пригодных для проживания жилых помещений он не приобрел.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из положений статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Коми от 7 декабря 2012 г. N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (вступившего в силу с 1 января 2013 г. и действовавшего до 1 января 2016 г.), Закона Республики Коми от 1 декабря 2015 г. N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" (вступившего в силу с 1 января 2016 г.) и учитывая, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, на момент рассмотрения спора жилого помещения пригодного для постоянного проживания не имеет и не обеспечен жильем по заявленной льготе, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим правоотношения спорящих сторон.
Не оспаривая право истца на получение жилого помещения, податели апелляционных жалоб настаивают на невозможности предоставления истцу в настоящее время жилья по причине недостаточного финансирования, а также в связи с нарушением прав других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, но в более ранние сроки.
Данные доводы апеллянтов правильность выводов суда не опровергают, поскольку исходя из требований статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и от недостаточности средств выделяемых на эти цели из федерального бюджета, и от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Иных доводов в апелляционных жалобах не приведено.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Оснований к отмене принятого судом решения по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми Деречиной С.В. и апелляционную жалобу, поданную главой МО ГО "Сыктывкар" - руководителем администрации Козловым В.В, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.