СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А,
судей Захваткина И.В, Архаровой Л.В,
при секретаре Красавцевой Т.Л.
рассмотрела в судебном заседании 21 июня 2018 г. дело по апелляционной жалобе Кочмак Е.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 марта 2018 г, по которому
иск Кочмак Е.А. к ГУ РК "Центр поддержки развития экономики Республики Коми", ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми", Министерству финансов Республики Коми, Министерству экономики Республики Коми об обязании произвести перерасчет субсидии, взыскании процентов за пользование денежными средствами оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А, объяснения представителя ГУ РК "Центр поддержки развития экономики Республики Коми", ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" Челпановой И.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кочмак Е.А. предъявила в суде иск к ГУ РК "Центр поддержки развития экономики Республики Коми" об обязании произвести перерасчет субсидии. В обоснование исковых требований указала, что на основании постановления Правительства РК от 05.02.2014 N 49 с сентября 2014 года ей назначена выплата компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечному кредиту в размере 2/3 фактических затрат на уплату процентов за пользование кредитом. С января 2016 года субсидия рассчитана и назначена в меньшем объеме, что по мнению истицы является нарушением ее прав на получение социальной помощи в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий. Кочмак Е.А. предъявлены требования о перерасчете субсидии с 01.01.2016 по 29.10.2017 на сумму 29823,43 руб, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 5994,92 руб. и компенсации морального вреда в сумме 10000 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечено ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми", Министерство финансов Республики Коми и Министерство экономики Республики Коми.
Ответчиками иск не признан.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
По делу установлено, что Кочмак Е.А. с 12.06.1984 состояла в администрации МО ГО "Сыктывкар" на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в списке общей очереди с составом семьи 4 человека.
01.09.2014 Кочмак Е.А. заключила долевого участия в строительстве жилого дома со встроенными помещениями по "Адрес обезличен", предметом которого являлось жилое помещение, состоящее из одной комнаты, проектной площадью 27,3 кв.м, строительный номер жилого помещения "Номер обезличен" на 5 этаже жилого дома, стоимостью... руб. 09.09.2014 Кочмак Е.А. заключила кредитный договор с Банком ВТБ 24 на строительство и приобретение прав на оформление в собственность объекта недвижимости на сумму... руб. сроком на 10 лет.
24.09.2014 Кочмак Е.А. обратилась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с запросом о предоставлении социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам или целевым займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданам по кредитным договорам или договорам целевого займа. 12.11.2014 комиссией по рассмотрению документов граждан, подавших заявление на получение государственной поддержки в улучшении жилищных условий из республиканского бюджета Республики Коми от принято решение о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам или целевым займам на строительство или приобретение жилья Кочмак Е.А.
За период с 19.09.2014 по 31.12.2015 Кочмак Е.А. перечислена социальная выплата по кредитному договору в размере... руб.
В период с 2014-2015г.г. предельная величина суммы, подлежащая возмещению, составляла 5,5% годовых на уплату процентов за пользование кредитом, что соответствовало 2/3 действующей ставке рефинансирования. Ставка рефинансирования в период с 14.09.2012-31.12.2015 составляла 8,25%.
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам или целевым займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами по кредитным договорам или договорам целевого займа, утвержденного Постановлением Правительства РК от 05.02.2014 N 49, право на получение социальных выплат имеют граждане, заключившие в период с 1 января по 31 декабря 2014 года с кредитной организацией, организацией, наделенной правом на заключение договоров целевого займа, кредитный договор или договор целевого займа в целях получения средств на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми и на момент заключения кредитного договора, договора целевого займа состоявшие на учете и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, или признанные после 1 марта 2005 года в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или состоявшие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья".
Постановлением Правительства Республики Коми от 05.02.2014 N 49 "О порядке предоставления социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам или целевым займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами по кредитным договорам или договорам целевого займа", действовавшим на дату обращения истца за предоставлением социальной выплаты, предусмотрено возмещение из республиканского бюджета Республики Коми 2/3 фактических затрат граждан на уплату процентов за пользование кредитами, целевыми займами на строительство или приобретение жилья, полученными в кредитных организациях, организациях, наделенных правом на заключение договоров целевого займа (далее - социальные выплаты), но не более суммы, рассчитанной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, предусматриваемых на указанные цели. Размер социальных выплат определяется исходя из процентной ставки, установленной кредитной организацией, организацией, наделенной правом на заключение договоров целевого займа, за пользование кредитом, целевым займом на момент заключения кредитного договора, договора целевого займа. Размер социальных выплат подлежит пересчету в случае изменения кредитной организацией, организацией, наделенной правом на заключение договоров целевого займа, процентной ставки за пользование кредитом, целевым займом либо изменения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1340 "О применении с 1 января 2016 года ключевой ставки Банка России" вместо понятия "ставка рефинансирования" применяется "ключевая ставка". Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Республики Коми принято Постановление Республики Коми "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Коми", которым зафиксирована предельная величина суммы, подлежащая к возмещению на социальные выплаты, в размере 5,5% годовых, что соответствует 2/3 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации действующей с 14.09.2012 по 31.12.2015.
Кочмак Е.А. ссылается на то, что поскольку решение о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам или целевым займам на строительство или приобретение жилья было принято ГУ РК "Центр поддержки развития экономики Республики Коми" до внесения изменений в Постановление Правительства Республики Коми от 05.02.2014 N 49, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года, она имеет право на возмещение затрат в соответствии с ранее установленным порядком.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходя из установленных по делу обстоятельств и положений законодательства, регулирующего правоотношения сторон, пришел к выводу об отсутствии факта нарушения прав Кочмак Е.А. при исчислении размера сцоаильной выплаты с 1 января 2016 года.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается.
Предусмотренная нормативными актами Республики Коми государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти.
Отношения между государственными органами и Кочмак Е.А. по предоставлению социальной выплаты являются длящимися, при которых предоставление государственной поддержки производится периодическими платежами ежемесячно в связи с чем порядок исчисления размера предоставляемой выплаты осуществляется на основании действующих нормативных актов на день соответствующей выплаты.
При этом на момент принятия решения о предоставлении социальной выплаты Кочмак Е.А, а также в последующем, нормативными актами, регулирующими порядок предоставления указанной выплаты, предусмотрено предоставление выплаты в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, предусматриваемых на указанные цели.
Оценивая установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно признал, что поскольку социальная выплата предоставляется бюджетом Республики Коми в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, предусматриваемых на указанные цели, то субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять не только объем, но методику ее расчета и устанавливать в соответствии с ней размер ежемесячной денежной компенсации.
Изменение порядка расчета осуществлено органом государственной власти республики в пределах предоставленных ему полномочий, с предусмотрены при этом мер для сохранения объема оказываемой помощи. При этом размер субсидии, которая выплачивается в настоящее время истцу, превышает размер выплаты, которую получала бы Кочмак Е.А. в соответствии с ранее действующим порядком, поскольку с учетом размера ключевой ставки 7,25%, две трети от данной ставки, которые подлежали выплате по ранее действующим правилам, составляют 4,83%. Истцу же в соответствии с действующим порядком выплачивается 5,5%.
При таких обстоятельствах требования оснований для удовлетворения требования об обязании произвести перерасчет субсидии не имеется. Остальные требования Кочмак Е.А. о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда являются производными и оснований для их удовлетворения суд первой инстанции также не усмотрел.
Приведенные в жалобе доводы, по сути, повторяют позицию истца, изложенную в ходе разрешения спора по существу, фактически сводятся к несогласию с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене оспариваемого решения не содержат.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кочмак Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.