СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А,
судей Архаровой Л.В, Захваткина И.В,
при секретаре Красавцевой Т.Л.
рассмотрела в судебном заседании 25 июня 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 апреля 2018 года, которым
признано незаконным постановление администрации МО ГО " Сыктывкар" от 21 июня 2017 года за N 6/2200 об отказе Урсюзевой Я.В. в постановке на учет на предоставление земельного участка в рамках Законом Республики Коми N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" и на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность поставить Урсюзеву Я.В. на учет на предоставление земельного участка в рамках Закона Республики Коми N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", по категории "граждане, имеющие трех и более детей- родители /одинокие родители /, опекуны, попечители, приемные родители, имеющие трех и более детей", с составом семьи 5 человек; Урсюзева Я.В, Урсюзев Ф.И, К.П.М.... года рождения, У.М.Ф.... года рождения, У.А.Ф.... года рождения, с даты подачи заявления- 30 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А, объяснения Урсюзевой Я.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Урсюзева Я.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и возложении обязанности поставить на очередь на получение земельного участка в соответствии с Законом Республики Коми N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивала.
Ответчик иск не признал.
Третьи лица - Урсюзев Ф.И, Казакова А.Н, Урсюзева К.И, Урсюзев П.И, Управление архитектуры, градостроительства и землепользования администрации МО ГО "Сыктывкар" участия в рассмотрении дела не принимали.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит решение суда отменить в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения суда.
В силу пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Представление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Коми порядок предоставления земельных участков регламентирован Законом Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
Согласно части 2 статьи 5 Закона N 59-РЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность гражданам, имеющим трех и более детей - родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей.
В силу положений части 3 статьи 5 Закона N 59-РЗ земельные участки предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
Нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются граждане:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений;
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным федеральным законодательством (часть 3-1 статьи 5 Закона N 59-РЗ).
При этом исходя из пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 28.11.2005 N 20/11-282 учетная норма площади жилого помещения на территории МО ГО "Сыктывкар" установлена в размере 10,5 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Как установлено судом, 28.06.2005 Урсюзева Я.В. обратилась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с запросом о предоставлении земельного участка в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" по категории родители, имеющих трех и более детей.
Решением ответчика от 21.06.2017 в постановке на учет отказано в связи с тем, что заявитель обеспечена жилыми помещениями по нормам жилой площади, утвержденной решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 28.11.2005 N 20/11-282. При этом в расчет нормы площади на одного члена семьи учтены жилые помещения по адресам: "Адрес обезличен" и "Адрес обезличен".
Из материалов дела следует, что Урсюзева Я.В. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "Адрес обезличен". Совместно с ней в указанной квартире зарегистрированы дочь К.П.,... года рождения, сын У.А.Ф,... года рождения, и бабушка К.А.Н.
Супруг истца - Урсюзев Ф.И. зарегистрирован в квартире "Адрес обезличен", общей площадью 66, 5 кв.м. Совместно с ним в указанном жилом помещении зарегистрированы брат Урсюзев П.И, сестра Урсюзева К.И, сын У.М.Ф,... года рождения.
Заключением межведомственной комиссии от 25.08.2017 многоквартирный жилой дом "Адрес обезличен" признан аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из пояснений истца, по причине признания жилья аварийным, в течение последних 2-3 лет она и члены ее семьи постоянно проживают по адресу: "Адрес обезличен". Данное обстоятельство подтверждено показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Т.Г.Н, Т.А.М.
Таким образом, на момент рассмотрения дела фактически в квартире "Адрес обезличен" проживают истец, ее супруг Урсюзев Ф.И, 3 несовершеннолетних детей истца ( К.П.М, У.А.Ф, У.М.Ф.), бабушка истца К.А.Н, брат Урсюзева Ф.И. - Урсюзев П.И. Право на данное жилое помещение также сохраняет Урсюзева К.И, находящаяся в доме-интернате.
Указание ответчика о том, что Урсюзевой Я.В. на праве собственности также принадлежит 1/12 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: "Адрес обезличен", не нашло своего подтверждения в рамках рассмотрения дела.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.11.2017 "Номер обезличен" право собственности истца на указанный жилой дом не зарегистрировано.
Иных жилых помещений в собственности или на ином законном основании семья Урсюзевой Я.В. не имеет.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действий ответчика, отказавшего заявителю в постановке его семьи на учет в качестве нуждающихся в предоставлении земельного участка, поскольку в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, части 3-1 статьи 5 Закона N 59 -РЗ при определении нуждаемости семьи Урсюзевой Я.В. в улучшении жилищных условий орган местного самоуправления необоснованно включил в расчет жилые помещения, не принадлежащие членам семьи заявителя.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует приведенному выше законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" указывает о том, что отказ в постановке на учет произведен на законных основаниях, в соответствии со сведениями, представленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о принадлежности истцу 1/12 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: "Адрес обезличен", с учетом которой на одного человека семьи истца приходится 10, 58 кв.м общей площади пригодных жилых помещений, что более учетной нормы.
Вместе с этим, приведенные доводы отмену судебного постановления не влекут. Материалами дела достоверно подтверждено, что семья истца в собственности жилых помещений не имеет. В связи с этим, при определении нуждаемости суд обоснованно учел исключительно жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен", исходя из общей площади которого (66, 5 кв.м.) и проживающих и зарегистрированных в нем лиц (8 человек), на каждого члена семьи заявителя приходится по 8, 3 кв.м, что ниже нормы, установленной Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 28.11.2005 N 20/11-82 (10.5 кв.м.). При таком положении семья истца имеет право состоять на учете на предоставление земельного участка в соответствии с Законом Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
Ссылка подателя жалобы о том, что у суда не имелось оснований для признания постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 21.06.2017 N 6/220 незаконным, поскольку указанный нормативный акт органа местного самоуправления принят также и по другим вопросам местного значения, несостоятельны. Решением суда постановление ответчика признано незаконным исключительно в части отказа Урсюзевой Я.В. в постановке на учет на предоставление земельного участка в рамках Закона Республики Коми N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросах в области земельных отношений", то есть в пределах заявленных исковых требований.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.