СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Агранович Ю.Н, Сироткиной Е.М,
при секретаре Буткиной А.В,
рассмотрела в судебном заседании 26 июля 2018 года дело по апелляционной жалобе Игутова А.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 мая 2018 года, которым
отказано в удовлетворении исковых требований Игутова А.А. к администрации МО ГО "Сыктывкар", департаменту финансов администрации МО ГО "Сыктывкар" о взыскании денежных средств на оплату найма жилого помещения в размере 121000 рублей, судебных расходов в размере 3620 рублей.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казаринова А.И. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о взыскании убытков, указав, что решением суда Сыктывкарского городского суда Республики Коми N 2-2164/2017 от 21.02.2017г. на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность предоставить Игутова А.А. на состав семьи... человек вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее... кв. метров в "Адрес обезличен" по договору найма специализированных жилых помещений. Решение не исполнено до настоящего времени. В связи с отсутствием жилья Игутова А.А. заключила договор найма жилого помещения и несет расходы по найму в размере... рублей ежемесячно. За период с "Дата обезличена". платежи составили... рублей. Данная сумма, по мнению истца, подлежит взысканию с ответчика.
К участию в деле в качестве соответчика привлечён департамент финансов администрации МО ГО "Сыктывкар", а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования, привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
В судебном заседании истец и представитель третьего лица участия не принимали, извещались надлежащим образом.
Представители ответчиков против иска возражали.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истица просит решение отменить как незаконное и необоснованное.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещались надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21.02.2017г. на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность предоставить Игутовой А.А. на состав семьи... человек вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее... кв.метров в "Адрес обезличен" по договору найма специализированных жилых помещений.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 20.04.2017г. вышеуказанное решение оставлено без изменения.
На основании данного решения истице выдан исполнительный лист, возбуждено исполнительное производство "Номер обезличен". Требования исполнительного документа до настоящего времени не исполнены
В обоснование своих доводов истица ссылается на необходимость снимать жилое помещение, поскольку решение суда ответчиком не исполняется. Стоимость найма жилого помещения, которое она занимает по договору "Дата обезличена" составляет... рублей в месяц; за период с "Дата обезличена". ею по договору оплачено... рублей.
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств, применив положения ст. ст. 15. 1069 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 5, 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 10 Закона РК от 25.12.2015г. N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан", суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения исковых требований Игутовой А.А. о взыскании убытков за найм жилья, поскольку истцом не представлено доказательств противоправности действий должника - администрации МО ГО "Сыктывкар", наличия вины в неисполнении решения суда о предоставлении жилого помещения, а также причинно-следственной связи между действиями должника и понесенными расходами.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
Так, в соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как определено в ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вместе с тем, для наступления ответственности, предусмотренной ст. ст. 15, 16 ГК РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, его вину в причинении вреда, причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у потерпевшего неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков.
Отсутствие одного из названных условий влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении убытков.
В соответствии с Законом РК от 01.12.2015г. N115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу положений ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Коми от 25.12.2015г. N134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан" финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона (дети - сироты), осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.
Следовательно, из республиканского бюджета в бюджет МО ГО "Сыктывкар" ежегодно должны предоставляться средства для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с целью их обеспечения жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии вины и противоправности бездействия администрации МО ГО "Сыктывкар", выразившемся в неисполнении обязательства, возникшего из судебного акта и требований пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При установленных обстоятельствах оснований для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков у суда не имелось.
Доводы жалобы Игутовой А.А. о том, что ее право на получение жилья не зависит от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий и времени принятия их на учет, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку предоставление истице жилья вне очереди привело бы к нарушению прав других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ранней датой подачи заявления о включении в список, чем у истицы, и лиц, в отношении которых были вынесены судебные решения об обеспечении их жилыми помещениями в более ранние сроки.
В целом доводы жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального и процессуального права и оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Игутова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.