Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики
Адыгея в составе председательствующего Бзегежевой Н.Ш,
судей Боджокова Н.К. и Тхагапсовой Е.А,
при секретаре Гречиной Е.С,
с участием прокурора Джандара К.Х,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального образования "Кужорское сельское поселение" на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 20 июня 2018 года, которым постановлено:
удовлетворить исковые требования Прокурора Майкопского района.
Обязать Администрацию муниципального образования "Кужорское сельское поселение" в срок до 01.10.2018 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного комплексного напорного гидротехнического сооружения, состоящего из земляной плотины и водопропускных сооружений- МрКбГ-4 (МбГ-1), расположенное 460 м западнее х.Кармир-Астх (N44°36'53,08"Е 40°13'28,09").
Обязать Администрацию муниципального образования "Кужорское сельское поселение" в срок до 01.10.2018 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного комплексного напорного гидротехнического сооружения, состоящего из земляной плотины и водопропускных сооружений- МрСбС-1 (МС-2), расположенное 600 м восточнее северной части ст. Кужорской (N44°41'06,66" Е 40°19'59,98").
Обязать Администрацию муниципального образования "Кужорское сельское поселение" в срок до 01.10.2018 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного комплексного напорного гидротехнического сооружения, состоящего из земляной плотины и водопропускных сооружений МрбЗ-9 (ГЗ-7),протяженностью 100м, расположенное 6,7км восточнее х.Красная Улька (N 44°41 '29,57" Е 40°15'47,44").
Обязать Администрацию муниципального образования "Кужорское сельское поселение" в срок до 01.10.2018 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного комплексного напорного гидротехнического сооружения, состоящего из земляной плотины и водопропускных сооружений МрбЗ-6 протяженностью 90м, расположенное 1,7км юго-западнее х.Красный Пахарь (N44°42'55,20" Е40°17'15,80").
Обязать Администрацию муниципального образования "Кужорское сельское поселение" в срок до 01.10.2018 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного комплексного напорного гидротехнического сооружения, состоящего из земляной плотины и водопропускных сооружений МрбЗ-5 протяженностью 5м, расположенное 1,5км юго-западнее х.Красный Пахарь (N44°43'25,40" 40°17'30,66").
Заслушав доклад судьи Тхагапсовой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Майкопского района Республики Адыгея, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Майкопский районный суд Республики Адыгея с иском к администрации МО " Кужорское сельское поселение", с учетом уточненных требований просил о возложении обязанности в срок до 01.10.2018 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного комплексного напорного гидротехнического сооружения, состоящего из земляной плотины и водопропускных сооружений- МрКбГ-4 (МбГ-1),расположенное 460 м западнее х.Кармир-Астх (N44°36'53,08"Е 40°13'28,09"); комплексного напорного гидротехнического сооружения, состоящего из земляной плотины и водопропускных сооружений- МрСбС-1 (МС-2), расположенное 600 м восточнее северной части ст. Кужорской (N44°4Г06,66" Е40°19'59,98"); комплексного напорного гидротехнического сооружения, состоящего из земляной плотины и водопропускных сооружений МрбЗ-9 (ГЗ-7),протяженностью 100м, расположенное 6,7км восточнее х.Красная Улька (N 44°41'29,57" Е 40° 1547,44"); комплексного напорного гидротехнического сооружения, состоящего из земляной плотины и водопропускных сооружений МрбЗ-6 протяженностью 90м, расположенное 1,7км юго-западнее х.Красный Пахарь (N 44°42'55,20" Е 40° 17'15,80"); комплексного напорного гидротехнического сооружения, состоящего из земляной плотины и водопропускных сооружений МрбЗ-5 протяженностью 115м, расположенное 1,5км юго-западнее х.Красный Пахарь (N 44°43'25,40" Е 40°17'30,66");
В обоснование иска указал, что в нарушение требований законодательства администрация МО " Кужорское сельское поселение", не обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйных указанных гидротехнических сооружений.
Между тем, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду и их законные интересы в сфере предотвращения чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности жизни и здоровья, сохранности имущества, а также не обеспечивается антитеррористическая защищенность ГТС. Прокурор просил исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании помощник прокурора - Джандар К.Х, поддержал исковые требования просил исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представители администраций МО "Кужорское сельское поселение", МО "Майкопский район" - Старушко М.П, Белоусов А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признали полностью. Полагали, что перечисленные прокурором объекты не являются бесхозяйными и в деле отсутствуют доказательства того, что спорные сооружения являются гидротехническими объектами недвижимости.
Суд принял изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация муниципального образования "Кужорское сельское поселение" просит решение суда отменить, принять по делу новое об отказе в иске. Апеллянт считает, что истцом не было представлено доказательств того, что спорные объекты являются гидротехническими сооружениями, что они представляют опасность и имеется реальная угроза нарушения прав неопределенного круга лиц. Также указывает, что прокурором не представлено доказательств того, что объекты созданы на земельном участке, отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. Податель жалобы полагает неверным вывод суда о том, что спорные гидротехнические сооружения обладают признаками недвижимой вещи и подпадают под ведение органов местного самоуправления. Безопасность гидротехнических сооружений относится к полномочиям Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея. Считает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Обращает внимание, что спорные сооружения находятся на арендованных землях и на землях особо охраняемых природных территорий, в связи с чем, не могу являться бесхозными.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, заслушав Главу МО "Кужорское сельское поселение" Майкопского района РА Крюкова В.А, представителя МО "Кужорское сельское поселение" Майкопского района РА Старушко М.П, прокурора Джандара К.Х, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Исходя из положений части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580, к органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относятся территориальные органы Федеральной регистрационной службы.
К органу местного самоуправления, указанному в пункте 3 статьи 225 ГК РФ, исходя из системного толкования норм статей 34 и 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" во взаимосвязи с иными положениями главы 6 названного Закона относится местная администрация.
По смыслу указанной нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Отсутствие собственника ГТС влечет обязанность органа местного самоуправления в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций по постановке данного сооружения на учет в соответствующем Управлении Росреестра как бесхозяйного имущества.
По результатам разрешения возникшего спора суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 ФЗ РФ от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
По смыслу приведенных выше норм материального права орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие права собственности на ГТС не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Таким образом, предусмотренные действующим законодательством меры по обеспечению соблюдения обязательных требований при эксплуатации ГТС не могут быть реализованы по причине отсутствия собственника (балансодержателя) следующих гидротехнических сооружений - комплексного напорного гидротехнического сооружения, состоящего из земляной плотины и водопропускных сооружений- МрКбГ-4 (МбГ-1), расположенного 460 м западнее х.Кармир-Астх (N44°36'53,08"Е 40°13'28,09"); комплексного напорного гидротехнического сооружения, состоящего из земляной плотины и водопропускных сооружений- МрСбС-1 (МС-2), расположенного 600 м восточнее северной части ст. Кужорской (N 44°4Г06,66" Е 40°19'59,98"); комплексного напорного гидротехнического сооружения, состоящего из земляной плотины и водопропускных сооружений МрбЗ-9 (ГЗ-7),протяженностью 100м, расположенного 6,7км восточнее х.Красная Улька (N 44°41'29,57" Е 40° 1547,44"); комплексного напорного гидротехнического сооружения, состоящего из земляной плотины и водопропускных сооружений МрбЗ-6 протяженностью 90м, расположенного 1,7км юго-западнее х.Красный Пахарь (N 44°42'55,20" Е 40° 17'15,80"); комплексного напорного гидротехнического сооружения, состоящего из земляной плотины и водопропускных сооружений МрбЗ-5 протяженностью 115м, расположенного 1,5км юго-западнее х.Красный Пахарь (N 44°43'25,40" Е 40°17'30,66"), что не исключает возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к причинению ущерба имуществу, вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Как установлено судом, спорные гидротехнические сооружения расположены на территории МО "Кужорское сельское поселение", что закреплено Приказом Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 31.01.2018 N 34-к. При этом в соответствии с Приказом, данные сооружения включены в перечень бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Сведения о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на вышеуказанные объекты недвижимости в деле отсутствуют.
В реестре муниципального имущества муниципального образования "Кужорское сельское поселение" Майкопского района РА, муниципального района, государственного имущества Республики Адыгея указанные гидротехнические сооружения не значатся.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что администрацией МО "Кужорское сельское поселение" действительно допущены нарушения законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений вследствие того, что бесхозяйное имущество не поставлено на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенной на него обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о недоказанности выводов суда об отсутствии собственника спорных гидротехнических сооружений, судебная коллегия исходит из того, что указанный вывод суда ответчиком допустимыми доказательствами не опровергнут.
Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Руководствуясь вышеизложенной нормой, суд также пришел к правомерному выводу, что к единым недвижимым комплексам подлежат применению правила о неделимых вещах.
С учетом установленных по делу обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, являлись предметом исследования суда и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
При таком положении решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 20 июня 2018 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации муниципального образования "Кужорское сельское поселение" - без удовлетворения.
Председательствующий Бзегежева Н.Ш,
Судьи Боджоков Н.К, Тхагапсова Е.А.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Е.А. Тхагапсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.