Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Хапачевой Р.А,
судей - Богатыревой Е.В. и Козырь Е.Н.
при секретаре судебного заседания - Абреговой Н.О,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея по доверенности Лисунова Е.А. на решение Верховного суда Республики Адыгея от 12 апреля 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Белова А.С. к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Адыгея, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея при заинтересованном лице Администрации МО "Тахтамукайский район" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости удовлетворить в части.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, относящегося к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", предназначенного для водохозяйственного использования, расположенного по адресу: Российская Федерация, "адрес", равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2016 года в размере "данные изъяты" рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номером N в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N считать дату обращения Белова А.С. в Верховный суд Республики Адыгея - 29 декабря 2017 года.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Белова А.С. - отказать.
Заслушав доклад судьи Козырь Е.Н, объяснения представителей административных ответчиков Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям и МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, поддержавших доводы апелляционной жалобы и просивших ее удовлетворить, мнение административного истца Белова А.С, считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, относящегося к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования - для водохозяйственного использования, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей, обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея, в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу, внести измененные сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере его рыночной стоимости, в государственный кадастр недвижимости.
В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, относящегося к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", предназначенного для водохозяйственного использования. По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты" рублей. По мнению административного истца, кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества является существенно завышенной, что нарушает его права как арендатора, поскольку от правильности определения размера кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка напрямую зависит правильность исчисления арендной платы за этот земельный участок.
Для определения достоверной рыночной стоимости арендуемого земельного участка административным истцом Беловым А.С. была заказана независимая оценка земельного участка. Как следует из отчета N 188-12/17 от 18.12.2017, выполненного независимым оценщиком Хотовым М.А. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, относящегося к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения, предназначенного для водохозяйственного использования, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты" рубля.
В судебном заседании административный истец Белов А.С. просил удовлетворить административные исковые требования с учетом их уточнения в части определения величины рыночной стоимости объекта недвижимости в соответствии с экспертным заключением N от ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей.
Представители административных ответчиков Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям и МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, заинтересованного лица Администрации МО "Тахтамукайский район" возражали против удовлетворения административных исковых требований. При этом представители административных ответчиков Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям и МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея представили суду письменные возражения на заключение эксперта N 003 от 05.03.2018, указав на нарушение требований федеральных стандартов оценки.
Представители административных ответчиков Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Адыгея, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея по доверенности Лисунов Е.А. просит решение Верховного суда Республики Адыгея от 12 апреля 2018 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления Белова А.С. Доводы апелляционной жалобы основаны на том, что заключение судебной оценочной экспертизы является недостоверным доказательством, не имеет юридической силы, так как получено с нарушением Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также требований федеральных стандартов оценки и иных нарушений, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, находящегося в аренде у административного истца Белова А.С.
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель административного ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея по доверенности Лисунов Е.А. также указывает в качестве основания к отмене решения суда проведение судебного заседания без ведения аудиопротоколирования.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Белов А.С. просит решение Верховного суда республики Адыгея от 12 апреля 2018 года без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав участников процесса, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, не явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в "адрес" передан Открытому акционерному обществу "Рыбзавод "Шапсугский" в лице конкурсного управляющего ФИО9 земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес" в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, что подтверждается договором аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации N 04/2014 от 31.01.2014.
В соответствии с соглашением от 27.09.2014 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации N 04/2014 от 31.01.2014, заключенным между ОАО "Рыбзавод "Шапсугский" в лице конкурсного управляющего Малаева С.А. и Беловым А.С, в аренду Белову А.С. передан земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", с разрешенным использованием "для водохозяйственного использования", расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский "данные изъяты"
По итогам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2016, результаты которой утверждены Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 28.11.2016 N 278 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Адыгея" установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей, что также подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея 25.01.2017 N 01/ИСХ/17-6976.
Суд первой инстанции, рассматривая дело по существу, принимая во внимание ходатайство административного ответчика МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея и его доводы о несогласии с отчетом, назначил ФИО3 оценочную экспертизу с целью установления величины рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно заключению эксперта N 003 от 05.03.2018 рыночная стоимость земельного участка, площадью 432 768 кв.м, с кадастровым номером 01:05:3116001:273, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты" рублей.
Оценив доказательства, в том числе и заключение судебной оценочной экспертизы, по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что экспертное заключение АНО "Краевая Коллегия Судебных Экспертов" от 05 марта 2018 года N 003 является достаточным основанием для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2016 в размере "данные изъяты" рублей.
С такими выводами суда первой инстанции надлежит согласиться, поскольку они мотивированы, основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, решение основано на нормах материального права, регулирующих возникшие правоотношения. Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела судебная коллегия не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея о необоснованности заключения судебной оценочной экспертизы, выполненного экспертом АНО "Краевая Коллегия Судебных Экспертов", несоответствии его требованиям закона и федеральных стандартов оценки, неправильном определении рыночной стоимости земельного участка, неубедительны, не подтверждены допустимыми доказательствами, и не могут повлечь отмену решения суда.
Не могут послужить основанием для отмены решения суда и повреждение аудиозаписи судебного заседания.
Согласно статьям 204, 206 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме.
Протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи ведется непрерывно в ходе судебного заседания. Носители информации, полученной с использованием стенографирования и (или) иных технических средств, приобщаются к протоколу.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 65, 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что аудиопротоколирование ведется в целях наиболее полной фиксации устной информации в ходе каждого судебного заседания в случае явки участников судебного процесса.
В материалах дела имеется материальный носитель аудиозаписи судебного заседания суда апелляционной инстанции от 12 апреля 2018 года - оптический диск, на котором содержится поврежденная не читаемая запись, что было выявлено после проведения судебного заседания и принятия решения по делу.
Вместе с тем, предусмотренное пунктом 6 части 1 статьи 310 КАС РФ основание для отмены решения суда, вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствует, поскольку в деле имеется протокол судебного заседания от 12 апреля 2018 года, составленный в соответствии с требованиями статьи 205 данного Кодекса, на который лицами, участвующими в деле не были поданы замечания в письменной форме на протокол с указанием на допущенные в нем неточности и (или) на его неполноту.
Не является основанием к отмене решения суда также и то, что административным истцом Беловым А.С. не подписано административное исковое заявление об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости, поскольку в материалах дела имеется уточнение административного искового заявления в письменной форме, подписанное административным истцом.
Кроме того, как пояснил представитель Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в судебном заседании суда апелляционной инстанции, административным ответчиком получена подписанная административным истцом копия административного искового заявления.
При таких обстоятельствах, нарушений норм процессуального права и материального закона, влекущих безусловную отмену решения, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного суда Республики Адыгея от 12 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея по доверенности Лисунова Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.А. Хапачева
Судьи: Е.В. Богатырева
Е.Н. Козырь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.