Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения - детский сад N20 г.Сегежи на постановление исполняющего обязанности начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах, главного государственного санитарного врача в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах от 07 мая 2018 г. и решение судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 12 июля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения - детский сад N20 г.Сегежи,
установил:
на основании постановления уполномоченного должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах от 07 мая 2018 г, оставленного без изменения решением судьи Сегежского городского суда РК от 12 июля 2018 г, МКДОУ N20 г.Сегежи подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.
Считая незаконным решение судьи, законный представитель МКДОУ N20 г.Сегежи Саксонова Э.В. в поданной в вышестоящий суд жалобе просит его отменить по мотивам нарушения в ходе производства по делу требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", недопустимости применения нормативных актов, предусматривающих санитарно-эпидемиологические требования, в отношении здания, введенного в эксплуатацию после вступления в действие указанных актов, а также неправильного применения ряда положений СП 3.5.1378-03, СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 3.5.2.3472-17.
Заслушав представителей административного органа Бакулину Т.С. и Слепухину Н.Л, возражавших по доводам жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 ст.6.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Исходя из ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 2, ст.17, п.1 ст.22, п.1 ст.28, п.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при организации питания в дошкольных организациях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Как следует из материалов дела, по распоряжению временно исполняющего обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от
22 декабря 2017 г. проведена плановая выездная проверка деятельности МКДОУ N20 г.Сегежи, расположенного по адресу: (... ), на предмет соблюдения норм законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технических регламентов, по результатам которой 21 марта 2018 г. составлен соответствующий акт.
При проведении проверки должностным лицом установлены многочисленные нарушения обязательных требований, предусмотренных СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение", СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", которые нашли подробное отражение в акте проверки и протоколе об административном правонарушении от 06 апреля 2018 г.
По результатам рассмотрения материалов проверки, в ходе которой установлен факт непринятия юридическим лицом всех зависящих от него мер к выполнению приведенных выше санитарно-эпидемиологических требований, 07 мая 2018 г. уполномоченным должностным лицом было вынесено постановление о признании МКДОУN20 г.Сегежи виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, которое решением судьи оставлено без изменения.
Подвергнув анализу установленные обстоятельства и собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо при вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судья при его пересмотре пришли к правильным выводам о наличии квалифицирующих признаков состава выявленного противоправного деяния.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
Доводы жалобы о нарушении при проведении проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части невручения акта проверки от 21 марта 2018 г. опровергаются имеющимися в материалах настоящего дела доказательствами, положениями ст.16 указанного Закона предусмотрена возможность направления акта проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, требование об обязательном присутствии уполномоченного представителя юридического лица при его составлении законодателем не установлено.
По доводам жалобы относительно необоснованности вменения нарушения требований пп.3.18, 6.16.2, 6.16.3, 17.18, 20.1 СанПин 2.4.1.3049-13, пп.3.7, 3.8
СП 3.5.3.3223-14, п.4.3 СанПин 3.5.2.3472-17 в связи с введением в эксплуатацию здания детского учреждения в 1975 году прихожу к следующему.
Приведенные в жалобе положения пп.3.18, 17.18, 20.1 СанПин 2.4.1.3049-13, пп.3.7, 3.8 СП 3.5.3.3223-14, 4.3 СанПин 3.5.2.3472-17 к требованиям, предъявляемым непосредственно к зданию, не относятся и должны соблюдаться.
Пунктами 1.4, 1.5 СанПин 2.4.1.3049-13 установлено, что настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру.
Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих санитарных правил.
Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.
Исходя из буквального толкования изложенной в абз.2 п.1.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 нормы, она касается требований, предъявляемых непосредственно к самому зданию, а не к размещенному в помещениях здания соответствующему оборудованию.
СанПиН 2.4.1.3049-13 в разделах IV и V содержат, соответственно, требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию, а также к внутренней отделке помещений дошкольных образовательных организаций.
Исследование материалов дела показало, что при определении численности подготовительных групп заведующей МКДОУ N 20 г. Сегежи не обеспечено наличие в туалетных групп " (... )" в умывальной зоне умывальных раковин с подводкой горячей и холодной воды из расчета 1 раковина на 5 детей и унитазов из расчета 1 унитаз на 5 детей (установлено 3 (... ) соответственно).
В туалетных младшей группы (... ) не обеспечено надлежащее количество санитарных приборов согласно требованиям п.6.16.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 (не хватает 2 детских унитазов и 2 детских унитазов и 1 детской умывальной раковины соответственно).
Согласно положениям абз.2 п.6.16 СанПиН 2.4.1.3049-13 в ранее построенных зданиях дошкольных образовательных организаций допускается использовать помещение туалетной в соответствии с проектом, вместе с тем, поскольку выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения возможно устранить путем функционального использования других помещений либо путем иного подхода к укомплектованию групп применительно к проектной вместимости санитарного оборудования, доводы жалобы в указанной части состоятельными признать нельзя.
Поскольку наличие выявленных проверяющим лицом дефектов полов в разных помещениях свидетельствует о возможности наступления негативных последствий (заболевание детей, распространение инфекционных и аллергических заболеваний и др.), вменяемые в этой части нарушения санитарно-эпидемиологических требований необоснованными признать нельзя.
Вопреки доводам жалобы нарушения требований пп.6.21, 14.12, 8.7, 8.9, 6.6, 7.8, 4.16 СанПиН 2.4.1.3049-13, п.4.1.5 СП 3.5.1378-03 нашли свое подтверждение, в том числе экспертным путем, и обоснованно вменены юридическому лицу.
Доводы жалобы в части возникновения ряда выявленных нарушений вследствие недостаточного финансирования не могут являться обстоятельством, исключающим ответственность юридического лица за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, так как обстоятельств, объективно препятствовавших учреждению соблюсти требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не установлено, и проявление привлекаемым лицом должной степени заботливости и осмотрительности при осуществлении образовательной деятельности, которая от него требовалась для недопущения выявленных нарушений, из материалов дела не усматривается.
Вместе с тем в объем обвинения юридического лица включено, среди прочего, нарушение требований пп.3.15, 13.3 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Указанными положениями установлено, что ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных и инфекционных болезней проводят внеочередную смену песка (п.3.15).
Производственное оборудование, разделочный инвентарь и посуда должны отвечать следующим требованиям, а именно: кухонная посуда, столы, оборудование, инвентарь должны быть промаркированы и использоваться по назначению (п.13.3).
Исследование материалов дела показало, что выездная проверка была проведена в зимний период, тогда как полная смена песка должна производиться в весеннее время, запросов документов относительно исследования песка на предмет соответствия разного рода показателям в материалах дела не имеется, нарушение в виде отсутствия маркировки на швабре в туалетном помещении группы "Непоседы" разделом XIII СанПиН 2.4.1.3049-13, предусматривающим требования к оборудованию пищеблока, инвентаря, посуды, не регулируется.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств применительно к изложенному в процессуальных документах описанию события нарушений пп.3.15, 13.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 и ст.1.5 КоАП РФ указанные положения подлежат исключению из объема вменяемых нарушений обязательных требований, что не влечет за собой отмену правильных по существу постановления должностного лица и решения судьи.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи по существу подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление исполняющего обязанности начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах, главного государственного санитарного врача в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах от 07 мая 2018 г. и решение судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 12 июля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения - детский сад N20 г.Сегежи по существу оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исключить из постановления должностного лица и решения судьи по настоящему делу об административном правонарушении указание на нарушение требований пунктов 3.15, 13.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации 15.05.2013.
Судья Н.А.Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.