Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Чаднова О.В,
судей
Гончаровой Н.В, Горна В.Ф,
при секретаре
Выстровой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 6 сентября 2018 года административное дело по апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Камчатского края на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 28 июня 2018 года, которым постановлено:
отказать Государственной жилищной инспекции Камчатского края в удовлетворении административного иска о ликвидации Товарищества собственников жилья "ОКТАВА".
Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В, объяснения представителя административного истца Государственной жилищной инспекции Камчатского края Амельчука И.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственная жилищная инспекция Камчатского края
обратилась в суд с административным иском о ликвидации товарищества собственников жилья "Октава" (далее - ТСЖ "Октава").
В обоснование требований указала, что в ходе проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией Камчатского края, было установлено, что в нарушение пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ, в редакции Федерального закона N 328-ФЗ от 30 ноября 2010 года, ТСЖ "Октава" создано при объединении нескольких многоквартирных домов, расположенных на разных земельных участках и не граничащих друг с другом, и в отсутствие у жилых домов единых сетей инженерно-технического обеспечения и других элементов инфраструктуры, что не дает им возможности объединения в одно ТСЖ. Данные нарушения носят неустранимый характер. Поскольку при проведении проверки выявлены грубые нарушения жилищного законодательства при создании юридического лица, ТСЖ "Октава" подлежит ликвидации.
В судебном заседании представитель административного истца Государственной жилищной инспекции Камчатского края Грязнова К.Т. требования поддержала.
Административный ответчик ТСЖ "Октава" своего представителя в суд не направило.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе Государственная жилищная инспекция Камчатского края, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решением суда отменить. Указывает, что выводы суда о том, что пункт 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ не распространяется на товарищества собственников жилья, созданные до 18 июля 2011 года, являются ошибочными. Мотивы, по которым отклонены представленные в материалы дела доказательства, в решении не отражены. В свою очередь, по мнению истца, представленные им документы достоверно подтверждают, что жилые дома, вошедшие в состав ТСЖ "Октава", находятся не на соседних земельных участках и не соединены общими сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры, что свидетельствует о нарушении требований Жилищного кодекса РФ при его создании.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 2 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества, внесенных в устав такого товарищества изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества, если эти нарушения носят неустранимый характер.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Камчатского края, утвержденным Постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 418-П (далее - Положение), Государственная жилищная инспекция Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Камчатского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и иные правоприменительные функции в установленной сфере деятельности.
Инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проверять по заявлениям собственников жилых помещений в многоквартирном доме правомерность принятия общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья; обращаться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Жилищного кодекса РФ, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения (пункт 2.2 Положения).
Согласно статье 141 Жилищного кодекса РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Статья 61 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом (пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицам").
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведенной Государственной жилищной инспекцией Камчатского края проверки коллективного обращения граждан, проживающих по адресу: г. Елизово, ул. Виталия Кручины, д. 20, было выявлено, что 14 декабря 2010 года общим (заочным) собранием собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных в г. Елизово по ул. Виталия Кручины, д. 18, д. 20, ул. Геофизическая, д. 15, ул. Мячина, д. 11, д. 13, д. 17, ул. Чкалова, д. 24, ул. Звездная, д. 4, принято решение о создании ТСЖ "Октава" (л.д. 14-18), запись о создании которого была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 14 января 2011 года, о чем выдано свидетельство серии N (л.д. 19, 21-24).
Из акта проверки от 3 ноября 2017 года следует, что ТСЖ "Октава" создано в нарушение пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на 14 декабря 2010 года, из содержания которого следует, что объединение нескольких многоквартирных домов должно быть оправдано разумными размерами комплекса недвижимого имущества, признаками общности земельного участка и инженерной инфраструктуры. Вместе с тем, ТСЖ "Октава" перечисленными признаками не обладает, так как большинство многоквартирных домов, вошедших в состав ТСЖ, отдалены друг от друга и не обладают признаками общности земельных участков и инженерной инфраструктуры. Установлен факт незаконного создания ТСЖ "Октава" (л.д. 12-13).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 4 июня 2011 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" действие пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ не распространяется на товарищества собственников жилья, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Поскольку ТСЖ "Октава" создано 14 декабря 2010 года, то на него не распространяются требования пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ.
Судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ, в редакции, действующей до 18 июня 2011 года, было установлено, что товарищество собственников жилья может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.
Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ изложена в новой редакции.
В новой редакции указанной нормы в пункте 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ установлено, что товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 4 июня 2011 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" действие пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на товарищества собственников жилья, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 4 июня 2011 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу 18 июня 2011 года.
Таким образом, названным Федеральным законом установлено, что новая редакция пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ не распространяется на товарищества собственников жилья, созданные до 18 июня 2011 года.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ, в редакции, действующей на дату создания ТСЖ "Октава" (14 декабря 2010 года), объединение нескольких многоквартирных домов в товарищество собственников жилья должно было быть оправдано признаками общности земельного участка многоквартирных домов. Либо границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, должны прилегать друг к другу. У жилых домов должны быть общие сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры.
Из материалов дела следует, что в состав ТСЖ "Октава" включено 8 многоквартирных домов.
Из сведений публичной кадастровой карты, находящейся в открытом доступе в сети интернет, а также из имеющихся в материалах дела скриншотов интернет-страниц публичной кадастровой карты (л.д. 45-48) следует, что:
жилой дом по ул. Виталия Кручины, д. 18 расположен на земельном участке с кадастровым номером N;
жилой дом по ул. Виталия Кручины, д. 20 расположен на земельном участке с кадастровым номером N;
жилой дом по ул. Геофизическая, д. 15 расположен на земельном участке с кадастровым номером N;
жилой дом по ул. Мячина, д. 13 расположен на земельном участке с кадастровым номером N;
жилой дом по ул. Звездная, д. 4 расположен на земельном участке с кадастровым номером N.
Сведения о земельных участках, на которых расположены жилые дома по ул. Мячина, д. 11, д 17 и ул. Чкалова, д. 24 в публичной кадастровой карте отсутствуют (земельные участки не состоят на кадастровом учете).
Земельные участки, на которых расположены жилые дома ТСЖ "Октава" не имеют общих границ и расположены в значительной территориальной отдаленности друг от друга.
Из материалов дела также следует, что у жилых домов не имеется общих сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно письму ПАО "Камчатскэнерго" от 11 декабря 2017 года N 01-23/5705 жители многоквартирных домов в г. Елизово по ул. Виталия Кручины, д. 18 и д. 20 получают теплоснабжение от котельной N 4, по ул. Мячина, д. 11, д. 13, д. 17 - от котельной N 21, по ул. Чкалова, д. 24 - от котельной N 7, по ул. Звездная, д. 4 - от котельной "Аэропорт", по ул. Геофизическая, д. 15 - от котельной N 20. Электроснабжение жилого дома по ул. Звездная, д. 4 находится вне зоны эксплуатации ПАО "Камчатскэнерго". Остальные дома запитаны по кабельным линиям ЛЭП-0,4 кВ, находящимся на балансе ПАО "Камчатскэнерго": по ул. Виталия Кручины, д. 18, д. 20 - от ТП-3; по ул. Геофизическая, д. 15 - от ВРУ-0,4 жилого дома по ул. Геофизическая, д. 13 (ТП-6); по ул. Мячина, д. 11, д. 13, д. 17 - от ТП-64; по ул. Чкалова, д. 24 - от ВРУ-0,4 жилого дома по ул. Чкалова, д. 22 (ТП-59) (л.д. 42).
При таких обстоятельствах правовых оснований для объединения указанных многоквартирных домов в одно товарищество собственников жилья не имелось.
Кроме того Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", который был дополнен статьей 5.1, из которой следует, что ТСЖ, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно быть реорганизовано в порядке, установленном частью 3 или 4 статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации, до 1 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами.
При этом в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ и в Федеральном законе от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ отсутствует соответствующая норма, указывающая, что действие статьи 5.1 не распространяется на ТСЖ, созданные как до 18 июня 2011 года, так и до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, любое ТСЖ, независимо от даты его создания, в случае несоответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно было быть реорганизовано в порядке, установленном частью 3 или 4 статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации, до 1 июля 2016 года.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не был подтвержден факт расположения многоквартирных домов, вошедших в состав ТСЖ "Октава", на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, не подтверждено наличие у домов единых сетей инженерно-технического обеспечения и других элементов инфраструктуры, судебная коллегия приходит к выводу, что создание ТСЖ "Октава" для управления восьмью многоквартирными домами было произведено с нарушением пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ и указанные нарушения носят неустранимый характер, в связи с чем ТСЖ "Октава" подлежит ликвидации.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления Государственной жилищной инспекции Камчатского края.
В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Поскольку Уставом ТСЖ "Октава" не предусмотрены особенности ликвидации юридического лица по решению суда, а из имеющейся в деле выписки из ЕГРЮЛ следует, что Куценко Татьяна Викторовна является председателем правления ТСЖ "Октава", то судебная коллегия полагает необходимых возложить обязанность по осуществлению ликвидации ТСЖ "Октава " на указанное лицо.
Принимая во внимание положения статьи 187 КАС РФ, судебная коллегия полагает необходимым установить срок исполнения обязанности по осуществлению ликвидации ТСЖ "Октава" в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елизовского районного суда Камчатского края от 28 июня 2018 года отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления Государственной жилищной инспекции Камчатского края
о ликвидации товарищества собственников жилья "Октава".
Ликвидировать товарищество собственников жилья "Октава" (основной государственный регистрационный номер 1114177000079).
Возложить на председателя правления товарищества собственников жилья "Октава" ФИО обязанность произвести ликвидацию товарищества собственников жилья "Октава" в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.