Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Фомина М.В,
судей Строчкиной Е.А. и Солдатовой С.В.
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства материал по административному исковому заявлению государственного казенного учреждения Ставропольского края "Имущественный фонд Ставропольского края" к управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору об оспаривании предписания,
по частной жалобе представителя административного истца Воропаева Игоря Анатольевича на определение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 23 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В, судебная коллегия
установила:
государственное казенное учреждение Ставропольского края "Имущественный фонд Ставропольского края" (далее ГКУ СК "Имущественный фонд Ставропольского края") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным выданного государственным инспектором отдела по осуществлению регионального государственного жилищного надзора (контроля) на территории региона Кавказских Минеральных Вод и восточных районов Ставропольского края предписания N от 4 июня 2018 года об устранении нарушений требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России N от 27 сентября 2003 года.
Определением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 23 июля 2018 года в принятии административного искового заявления отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) как подлежащего рассмотрению и разрешению арбитражным судом в порядке Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
В частной жалобе представитель административного истца Воропаев И.А. просит определение отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Письменных возражений на частную жалобу не поступило.
В соответствии с частью 2 статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Отказывая в принятии искового заявления ГКУ СК "Имущественный фонд Ставропольского края", судья районного суда исходил того, что оспариваемое предписание об устранении нарушений, выявленных при эксплуатации принадлежащего заявителю жилого фонда, затрагивает его экономические интересы.
Судебная коллегия с данным выводом согласиться не может, поскольку он основан на неправильном применении норм процессуального права.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору является органом исполнительной власти Ставропольского края и осуществляет в пределах предоставленных полномочий, в том числе, региональный государственный жилищный надзор, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставропольского края требованиям законодательства, для чего вправе составлять акты по результатам проверок, на основании которых выдавать предписания об устранении выявленных нарушений и устанавливать сроки их устранения (подпункт 3 пункта 1, подпункт 2 пункта 10 Положения об управлении, утв. постановлением Правительства Ставропольского края от 18.06.2014 года N 244-п (ред. от 28.05.2018)).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 14 Административного регламента исполнения управлением Ставропольского края по строительному и жилищному надзору указанных выше публичных полномочий, лица, в отношении которых осуществляется проверка, имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц управления в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (приказ управления от 22.12.2016 года N 523-од (ред. от 29.05.2018)).
Согласно Уставу ГКУ СК "Имущественный фонд Ставропольского края" находится в ведомственном подчинении министерства имущественных отношений Ставропольского края, осуществляет функции по содержанию и эксплуатации объектов государственной собственности Ставропольского края, включенных в казну Ставропольского края и переданных ему, а также функции по формированию, обслуживанию и управлению служебными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ставропольского края и жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ставропольского края, предназначенного для реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Ставропольского края (пункт 2.1).
Учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствуюет указанным целям (пункт 2.5).
Полученные учреждением доходы поступают в бюджет Ставропольского края (пункт 2.6).
Таким образом, оспариваемое административным истцом предписание является документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные указания, распоряжения, вынесенным уполномоченным органом в его адрес не как участнику гражданского (хозяйственного) оборота, его выполнение не затрагивает экономические права истца на какие-либо объекты, имущественные отношения, не обусловлено осуществлением предпринимательской деятельности.
Между тем, в силу положений арбитражного процессуального законодательства критерием отнесения спора к подведомственности арбитражного суда является одновременное наличие таких оснований, как особый субъектный состав и экономический характер спора.
В таких обстоятельствах, с учетом характера заявленных истцом требований, приведенных в заявлении правовых оснований, содержания оспариваемого предписания, приведенные в определении судом выводы нельзя признать состоятельными.
Обжалуемое определение суда подлежит отмене по основаниям пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, а исковое заявление направлению в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии его к производству в порядке административного судопроизводства.
Руководствуясь статьей 316 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
определение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 23 июля 2018 года отменить, частную жалобу - удовлетворить.
Материалы по настоящему административному исковому заявлению направить в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о его принятии к производству.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.