Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Сиротиной Е.С,
судей Сергуненко П.А. и Сергеева А.В,
при секретаре Безуглой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Сергуненко П.А.
дело по апелляционной жалобе администрации Московского района в г.Твери Тверской области на решение Московского районного суда города Твери от 06 июля 2018 года, которым постановлено:
"Административный иск Хомик Валентины Никитичны удовлетворить частично.
Отменить приказ администрации Московского района в г. Твери от "данные изъяты" "Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях" Хомик Валентины Никитичны.
Возложить на Администрацию Московского района города Твери обязанность рассмотреть заявление Хомик Валентины Никитичны о признании нуждающейся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны в установленном законом порядке.
В удовлетворении остальной части иска Хомик Валентины Никитичны - отказать".
Судебная коллегия
установила:
Хомик В.Н. обратилась в суд с административным иском к администрации Московского района г.Твери о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является участником Великой Отечественной войны, "данные изъяты", с 1980 года жила на "данные изъяты", с "данные изъяты" года является гражданином Российской Федерации, не имея на территории Российской Федерации жилого помещения, обратилась в администрацию Московского района в г.Твери с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Приказом администрации Московского района в г.Твери от "данные изъяты" отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, поскольку в паспорте отсутствует постоянная регистрация по месту фактического проживания.
Участники Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В 2014 году во время военных действий Хомик В.Н. с дочерью Денисенко Т.Г. эвакуированы из "данные изъяты" области в "данные изъяты". Хомик В.Н. имела статус беженца, после получения паспорта гражданина Российской Федерации в период с 21 мая 2015 года по 20 мая 2016 года зарегистрирована по месту пребывания в "данные изъяты", которую занимала по договору безвозмездного пользования жилым помещением. В 2015 году Хомик В.Н. обратилась в администрацию Центрального района в г.Твери с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; уведомлением от 8 сентября 2015 года административному истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с отсутствием в паспорте регистрации по месту жительства. Решением Московского районного суда г. Твери от 26 июня 2017 года установлено место постоянного проживания Хомик В.Н. на территории Российской Федерации в "данные изъяты" за период с 2014 года по настоящее время.
Просила отменить приказ администрации Московского района г.Твери от "данные изъяты"; обязать административного ответчика поставить административного истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Определением суда участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Жилищная комиссия при администрации Московского района в г. Твери; в качестве заинтересованных лиц привлечены Глава администрации Московского района в г. Твери Хоменко Л.Г.; Министерство социальной защиты населения Тверской области; Денисенко Т.Г.; МКУ "Управлением социальной политики".
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Не согласившись с решением суда, представителем административного ответчика администрации Московского района г.Твери подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Апеллянт полагает, что пунктом 2.6.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", утвержденным Постановлением администрации города Твери от 11.04.2012 N735, приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги "принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". Между тем, административный истцом не представлены документы, подтверждающие факт постоянного проживания на территории "данные изъяты", ввиду чего однозначно сделать вывод о том, что Хомик В.Н. проживает в квартире по адресу: г "данные изъяты" не представляется возможным. В период с 27.06.2017 г. по 13.11.2017 г. данных, свидетельствующих о постоянном или преимущественном проживании на территории "данные изъяты" Хомик В.Н, не представлено. Отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях связан с отсутствием у административного ответчика возможности установить место постоянного или преимущественного проживания Хомик В.Н. на территории "данные изъяты"
При вынесении обжалуемого решения судом нарушены нормы процессуального права, а именно в нарушение ст.ст. 37 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле привлечена жилищная комиссия при администрации Московского района города Твери, которая, по мнению апеллянта, не обладает признаками органа публичной власти. В решении статус представителя Белоусовой Н.В. как представителя жилищной комиссии определен неверно.
По мнению подателя жалобы, судом не разрешен вопрос о нуждаемости в жилых помещения Хомик В.Н. и не установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, а именно не исследованы жилищные условия Хомик В.Н. и наличие, либо отсутствие у административного истца иных жилых помещений на момент рассмотрения дела, в том числе наличие зарегистрированного права собственности на 11/25 частей жилого дома в Республике Украина.
Суд первой инстанции, возложив на администрацию Московского района в городе Твери обязанность рассмотреть заявление Хомик В.Н. о признании нуждающейся в жилых помещениях, как участника Великой Отечественной Войны, вышел за пределы административных требований истца, а также не указал, в каком установленном законом порядке должно быть исполнено данное требование.
Из отзыва МКУ "Управление социальной политики" на апелляционную жалобу следует, что постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда города Твери, не относится к полномочиям Управления социальной политики.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации Московского района города Твери Белоусова Н.В. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда отменить и постановить по делу решение о направлении материалов дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Аналогичную позицию изложила представитель заинтересованного лица - администрации города Твери Шилова А.А.
Представитель административного истца Кассина М.Ю. в суде апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, ввиду его законности и обоснованности.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Статьей ст. 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела, 16 ноября 2017 года Хомик В.Н, действуя через своего представителя по доверенности "данные изъяты" Денисенко Т.Г, обратилась в администрацию "данные изъяты" с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как участнику Великой Отечественной войны, указав сведения о составе семьи в количестве 1 человека, занимаемом жилом помещении по договору найма по адресу: "данные изъяты"
К заявлению приложены документы: паспорт Хомик В.Н, копии: военного билета, послужной карточки; СНИЛС, свидетельства о браке, удостоверения участника ВОВ, справки "данные изъяты", договора найма, решения суда, паспорта представителя (вид на жительство), доверенности представителя, заявления.
"данные изъяты" администрацией Московского района в г. Твери на основании решения жилищной комиссии при администрации Московского района в г.Твери от 05.12.2017 протокол N 22 издан приказ, которым Хомик В.Н. (в паспорте гражданина Российской Федерации в графе "Место жительства" запись отсутствует) составом семьи один человек (заявитель) участник ВОВ, отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании ст. 54 ч. 1 п. 2 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).
Удовлетворяя в части требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый приказ не соответствует требованиям ст.54 ЖК РФ, является немотивированным, необоснованным. Вследствие отсутствия обоснования отказа, данный приказ суд признать законным не может, а потому данный приказ влечет нарушение прав административного истца на улучшение жилищных прав.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах")).
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").
Статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.2 названного федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 г. N614).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как "вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Таким образом, для инициирования процедуры предоставления участнику Великой Отечественной войны меры социальной поддержки по обеспечению жильем необходимо встать на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2); проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 3), а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.4).
Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся и жилых помещениях предусмотрены ст. 54 ЖК РФ. Так, в соответствии с п. п. 1 и 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся и жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Перечень оснований, указанных в ст. 54 ЖК РФ, расширительному толковании не подлежит.
Пунктом 2.6.3 раздела 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", утвержденного постановлением администрации города Твери от 11.04.2012, содержится исчерпывающий перечень документов, который необходимо предоставить заявителю в администрацию Пролетарского района города Твери или многофункциональный центр.
Как верно указал суд первой инстанции, Хомик В.Н. к заявлению прилагалась справка об установлении в г.Твери впервые первой группы инвалидности по общему заболеванию (инвалид по зрению) бессрочно от 26 августа 2015г, выданная Бюро медико-социальной экспертизы N 6 г.Твери, в которой указано о проживании Хомик В.Н. по адресу: г "данные изъяты"
Также Хомик В.Н. к заявлению приложено вступившее в законную силу решение Московского районного суда г. Твери от 26 июня 2017 г. об установлении факта постоянного проживания Хомик В.Н. на территории Российской Федерации в период с 27 июня 2014 г. по 26 июня 2017 г.
Обращаясь в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания Хомик В.Н. представила доказательства, подтверждающие, что с 27 июня 2014 года она проживает на территории Российской Федерации в г. Твери, последним адресом ее проживания является "данные изъяты". Представленным Хомик В.Н. доказательствам судом дана оценка по правилам статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отсутствие у Хомик В.Н. реальной возможности иметь постоянную регистрацию на территории "данные изъяты" не связано с волеизъявлением административного истца, поскольку постановка гражданина на регистрационный учет зависит исключительно от волеизъявления собственника жилого помещения. Не имея на территории "данные изъяты" постоянную регистрацию, при отсутствии на территории Российской Федерации на праве собственности каких-либо жилых помещений, отсутствие таковой именно по настоящему делу, правового значения не имеет, в связи с чем установление места постоянного или преимущественного жительства Хомик В.Н. на территории "данные изъяты" возможно с учетом оценки иных материалов.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый приказ не соответствует требованиям ст. 54 ЖК РФ, является не мотивированным, а потому влечет нарушение прав административного истца на улучшение жилищных условий. Каких-либо иных доказательств, что заявителем были предоставлены не все необходимые документы в соответствии с требованиями жилищного законодательства для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, административным ответчиком в материалы дела не представлены.
Доводы апелляционной жалобы о правомерности вынесения Приказа Администрации Пролетарского района г. Твери N 140-р от 31.05.2017 г. аналогичны позиции в судебном заседании суда первой инстанции, которой дана правильная правовая оценка, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и неправильной оценке фактических обстоятельств, выводов суда не опровергают, следовательно, не могут служить основанием для отмены постановленного решения суда.
В обсуждение довода жалобы о нарушении судом положений ст.ст. 37 38 КАС РФ, путем привлечения жилищной комиссии при администрации Московского района города Твери к участию в деле, судебная коллегия не вступает, поскольку данный довод оценен в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 11 апреля 2018 года, вступившим в законную силу, что в силу ст.64 КАС РФ не требует дополнительного обсуждения.
При постановлении решения суд первой инстанции не вышел за рамки заявленных требований, указав на обязанность администрации Московского района в г.Твери рассмотреть заявление Хомик Валентины Никитичны о признании нуждающейся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны, поскольку 16 ноября 2017 года Хомик В.Н. обращалась в администрацию Московского района в г.Твери с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, именно как участник Великой Отечественной войны.
Учитывая особенности рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений, а также положения статьи 227 КАС РФ, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, суд первой инстанции обоснованно решилвозложить на Администрацию Московского района города Твери обязанность рассмотреть заявление Хомик Валентины Никитичны о признании нуждающейся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны в установленном законом порядке.
Остальные доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной. Обстоятельства дела, возражения и доводы сторон, и имеющиеся доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в постановленном по делу решении, доводы ответчика, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.
Выводы суда по существу разрешения спора являются правильными, таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает в связи с чем, оно подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда города Твери от 06 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Московского района в г.Твери Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.