Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И,
судей Варламовой Е.А, Соколовой Н.М,
при секретаре Фрейдине В.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 июля 2018 года апелляционную жалобу ИФНС России по "данные изъяты" на решение Егорьевского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" по делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по "данные изъяты" к Мезенцевой Ю. Ю. о взыскании недоимки по транспортному налогу,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А,
объяснения представитель ИФНС России по "данные изъяты" Чембаевой Д.П,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по "данные изъяты" обратилась в суд с иском, в котором просила (с учетом уточнений) взыскать с ответчика сумму недоимки по транспортному налогу за 2011, 2014 год в размере 43 857 рублей 91 коп, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 2 471,93 руб.
Решением Егорьевского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ИФНС России по "данные изъяты" ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав пояснения лица, принимавшего участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Согласно п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ч.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Согласно абз.1 ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога.
В соответствии с п.3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Согласно п.4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Согласно расчетам административного истца задолженность Мезенцевой Ю.Ю. составляет 43857 рублей 91 коп, из них налог - 41385,98 рублей, пени по транспортному налогу - 2 471,93 рублей.
Статьей 360 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
В соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от "данные изъяты" "данные изъяты"-Ф3 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц подлежат уплате физическими лицами до 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно п. 2 ст. 4 данного Закона указанные положения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, то есть не ранее "данные изъяты"
Установлено, что за Мезенцевой Ю.Ю. в 2011, 2014 годах зарегистрированы следующие транспортные средства: ВАЗ-21061 (рег.номер М204КУ150), ГАЗ 22171 (рег.номер С575КА190), КАМАЗ 65115 (рег.номер М774ВА150), КАМАЗ 65115 (рег.номер М901ВА150), МИЦУБИСИ П. PININ (рег.номер Т919РЕ190), ОПЕЛЬ ВЕКТРА (рег.номер Т941КМ150), КАМАЗ-65115С (рег.номер Н003ВХ150), ВАЗ-21061 (рег.номер М204КУ150), КАМАЗ- 65115N (рег.номер М009КН150), КАМАЗ-541150 (рег.номер Н0060А150), BA3-21093 (рег.номер А6820В150), ГАЗ 22171 (рег.номер С575КА190), ШЕВРОЛЕ ЛАНОС (рег.номер АВ237У50), МИЦУБИСИ П. PININ (рег.номер Т919РЕ190).
Административным истцом представлен расчет налога за 2011 год:
КАМАЗ 65115 (рег.номер М774ВА150), 244,8 л.с. х 39,00 рублей = 9 547,20 рублей;
КАМАЗ 65115 (рег.номер М901ВА150), 244,8 л.с. х 39,00 рублей = 9 547,20 рублей;
КАМАЗ-65115С (рег.номер Н003ВХ150), 240,0 л.с. х 51,00 рублей х 3/12 (кол-во месяцев владения) = 3 060,00 рублей;
ВАЗ-21061 (рег.номер М204КУ150), 72,0 л.с. х 7,00 рублей = 504,00 рублей;
КАМАЗ-65115N (рег.номер М009КН150), 260,0 л.с. х 65,00 рублей х 3/12 (кол-во месяцев владения) = 4 225,00 рублей;
КАМАЗ-541150 (рег.номер Н0060А150), 260,0 л.с. х 51,00 рублей = 12 240,00 рублей;
BA3-21093 (рег.номер А6820В150), 70,0 л.с. х 7,00 рублей х 6/12 (кол-во месяцев -.каления) = 245,00 рублей;
ГАЗ 22171 (рег.номер С575КА190), 98,19 л.с. х 7,00 рублей = 687,33 рублей;
ШЕВРОЛЕ ЛАНОС (рег.номер АВ237У50), 86,00 л.с. х 7,00 рублей х 1/12 (кол-во месяцев владения) = 50,17 рублей
МИЦУБИСИ П. PININ (рег.номер Т919РЕ190), 114,00 л.с. х 29,00 рублей : 11 кол-во месяцев владения) = 275,50 рублей;
расчет налога за 2014 год:
ВАЗ-21061 (рег.номер М204КУ150), 72 л.с. х 7,00 рублей = 504,00 рублей;
ГАЗ 22171 (рег.номер С575КА190), 98,19 л.с. х 7,00 рублей = 687,00 рублей;
МИЦУБИСИ П. PININ (рег.номер Т919РЕ190), 114 л.с. х 32,00 рублей = 3 648,00 рублей
ОПЕЛЬ ВЕКТРА (рег.номер Т941КМ150), 71 л.с. х 7,00 рублей = 497,00 рублей.
Усматривается, что в адрес Мезенцевой Ю.Ю. было направлено налоговое уведомление от "данные изъяты" "данные изъяты", согласно которому она обязана уплатить налог за 2014 год и пересчет налога за 2011 год до 01.10.2015г.
В соответствии со ст.69, 70 НК РФ ответчику заказным письмом были направлено требования об уплате налога и пени от "данные изъяты" "данные изъяты", согласно которому Мезенцевой Ю.Ю. было предложено в добровольном порядке уплатить в срок до "данные изъяты" пени по состоянию на "данные изъяты" в сумме 1 460,81 руб, исчисленные от недоимки по транспортному налогу за 2012 в сумме 20001,33 руб, сроком уплаты "данные изъяты", недоимки по транспортному налогу за 2013 год в сумме 4 787,25 руб, сроком уплаты "данные изъяты" Указано, что сумма задолженности по состоянию на "данные изъяты" числится общая задолженность в сумме 42397-32 руб, в том числе по налогам (сборам) 33016-125 руб, без указания периода (л.д. 10-11).
Поскольку сумма транспортного налога за 2011 и 2014 год, указанная в уведомлении от "данные изъяты" "данные изъяты", административным ответчиком оплачена не была, ей были начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ.
"данные изъяты" административным истцом Мезенцевой Ю.С. направлено требование об уплате налога и пени "данные изъяты", которым установлен срок уплаты налога в сумме 45 717,4 руб. и пени от указанной недоимки в сумме 1 011,12 руб. - до "данные изъяты" Указано, что по состоянию на "данные изъяты" числится задолженность в сумме 89 258-18 руб, в том числе по налогам 78859-65 руб. Не указан период задолженности (л.д.12).
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При этом, согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога и пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога и пеней за счет имущества, в том числе денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога и пеней.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При этом требование о взыскании налога и пеней может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что административный истец обращался с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебный приказ мировым судьей был вынесен "данные изъяты" (л.д.6).
Определением и.о. мирового судьи судебного участка "данные изъяты" Егорьевского судебного района "данные изъяты" от "данные изъяты" судебный приказ по делу "данные изъяты"а-222/2016 от "данные изъяты" отменен (л.д.6).
Разрешая административный иск, суд правильно указал, что по требованию "данные изъяты" от "данные изъяты" административный истец имел право обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, т.е. до "данные изъяты", а обратился в июне 2016 г.
По требованию "данные изъяты" от "данные изъяты" административный истец имел право обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, т.е. в мае 2016 г, а обратился в июне 2016 г.
Административный истец с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа обратился по истечении установленного законом срока. С заявлением о восстановлении срока не обращался.
Административным истцом представлен расчет налога за 2014 год, сумма налога составила 5336руб, за 2011 г- 40387,40 руб. Общая сумма задолженности составляет 45717,40 руб.
Согласно уточненным требованиям истец просит взыскать с ответчика недоимку и пеню по транспортному налогу в размере 43857,91 руб, из которых: налог 41385,98 руб, пеня-2471,93 руб. Период не указан.
Судом также принято во внимание, что административному ответчику Мезенцевой Ю.Ю. направлено налоговое уведомление "данные изъяты" от "данные изъяты" более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ст.397 ч.4 НК РФ). Период включает и 2011 г. и 2014г. Календарный год направления 2015 г, что противоречии положениям п. 4 ст. 397 НК РФ.
Кроме того, судом верно учтено, что согласно ст. 12 Федерального закона РФ от "данные изъяты" N436-ФЗ О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на "данные изъяты", задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, принимает во внимание, что требования административного иска о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2012, 2013 год по требованию от "данные изъяты" "данные изъяты" не подлежали удовлетворению также и в связи с тем, что обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Доказательств же соблюдения процедуры взыскания относительно недоимки по транспортному налогу за 2012, 2013 годы не представлено.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд правильно указал, что административным истцом пропущен срок, установленный в ч. 2 ст. 286 КАС РФ для подачи в суд административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, поскольку заявление к мировому судье о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций было подано уже с нарушением срока.
Соглашаясь с данным выводом суда, судебная коллегия принимает во внимание, что ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции административным истцом ходатайство о восстановлении процессуального срока обращения с вышеуказанными требованиями не заявлялось.
Вывод суда об отказе в удовлетворении административного иска судебная коллегия находит соответствующим установленным по делу обстоятельствам и требованиям материального закона.
Апелляционная жалобы выводов суда не опровергает и оснований к отмене обжалуемого судебного акта не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Егорьевского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.