Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО14,
судей - Кориговой М.А. и ФИО14,
с участием прокурора ФИО14,
при секретаре ФИО14
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО14-Гиреевича к Министерству внутренних дел по "адрес" о признании приказов о наложении дисциплинарных взысканий и приказа об увольнении незаконными, восстановлении на службе в органах внутренних дел, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула
по апелляционной жалобе истца на решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи ФИО14, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО14 обратился в суд с иском, указав, что проходил службу в органах внутренних дел по "адрес" в должности государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения регистрации транспортных средств МРЭО ГИБДД МВД по "адрес".
Приказом МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ N по результатам служебной проверки на него наложено дисциплинарное взыскание в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел. При издании приказа ему не было известно о проведении в отношении него служебной проверки ввиду не ознакомления его с результатами проверки и не разъяснения ему прав, предусмотренных Порядком проведения служебных проверок.
Приказом МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ N наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения.
Приказом МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ N л/с уволен со службы. Уведомление о прекращении и расторжении контракта и увольнении его со службы в органах внутренних дел РФ ему не было заблаговременно вручено; с ним не была проведена беседа с составлением листа беседы; не были соблюдены сроки наложения дисциплинарного взыскания; а также не были приняты во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое.
Считая приказы незаконными, необоснованными и изданными без законных на то оснований и с нарушениями порядка наложения дисциплинарного взыскания и увольнения, просил признать их незаконными, восстановить его на службе в органах внутренних дел в ранее занимаемой должности и взыскать денежное довольствие за время вынужденного прогула.
В судебном заседании представитель истца ФИО14 поддержал заявленные требования и просил удовлетворить.
Представитель МВД по РИ ФИО14 просил отказать по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Истец ФИО14, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, при этом направил в суд своего представителя.
Помощник прокурора "адрес" ФИО14 полагал требования не подлежащими удовлетворению.
Решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО14, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы полагает, что суду не представлено доказательств, подтверждающих совершение истцом дисциплинарного взыскания. Кроме того, решение комиссии принято в незаконном составе.
В возражениях на жалобу представитель МВД по РИ ФИО14 полагает решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и его представителя ФИО14, поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика ФИО14, просившего оставить решение суда без изменения, заключение прокурора ФИО14 о законности судебного постановления, коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 30.9 пункта 30 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Порядок проведения служебной проверки), сотрудник, проводящий служебную проверку, обязан предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде согласно рекомендуемому образцу.
Из указанной выше нормы следует, что, давая объяснение на имя руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, сотрудник считается информированным о проведении в отношении его служебной проверки и ее основаниях.
В соответствии с подпунктом 30.15 пункта 30 Порядка проведения служебной проверки сотрудник, проводящий служебную проверку, обязан ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 278-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданкой службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Обязанность представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на сотрудника полиции в силу пункта 10 части 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции".
Аналогичные требования содержатся в п. 9 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", действие которого в части ограничений, запретов и обязанностей государственных служащих распространяется на сотрудников полиции в силу ч. 2 ст. 29 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ.
Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера регулируется "Положением о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе, об обязательствах имущественного характера", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 559, а также "Порядком представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России", утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 838.
Ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и федеральные государственные гражданские служащие системы МВД России, замещавшие по состоянию на 31 декабря отчетного года должности государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, предусмотренные разделом I и пунктом 1 раздела II Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 557 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", и перечнем должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники и гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденным приказом МВД России в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 557 (пункт 2 Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N838).
Порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых федеральными государственными служащими (в том числе, и сотрудниками органов внутренних дел), определен Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1065, которым утверждено "Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", где определяется порядок осуществления проверки, в том числе, соблюдения государственными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для проведения проверки, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии с пп. "а" п. 10 Положения основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также информация, предоставленная работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Проверка осуществляется по решению руководителя федерального государственного органа или территориального органа федерального государственного органа либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены руководителем соответствующего федерального государственного органа (п. 4 Положения).
Согласно п. 12 Положения проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении, который может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
Согласно пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона N 342-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 82.1 данного федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 82.1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 51.1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ при наложении взысканий, предусмотренных статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец проходил службу в органах внутренних дел в должности государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения регистрации транспортных средств МРЭО ГИБДД МВД по "адрес".
В ходе проверочных мероприятий сотрудниками ОРЧ СБ МВД по РИ получена информация, что поступившие в июле 2015 г. государственные регистрационные знаки серии с Т001ОО/06 по Т999ОО/06 до настоящего времени находятся на хранении в отделе надзора УГИБДД МВД по РИ, МРЭО ГИБДД МВД по РИ. Данные государственные регистрационные знаки для последующего совершения регистрационных действий сотрудникам МРЭО ГИБДД МВД по РИ не передавались и сведения об их распределении в ФИС ГИБДД-М не вносились. В ходе сверки установлено, что в отделе надзора отсутствуют комплекты государственных регистрационных знаков Т006ОО/06 и Т100ОО/06.
Согласно сведениям МРЭО ГИБДД МВД по РИ и ФИС ГИБДД-М в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками указанного подразделения были совершены регистрационные действия с регистрационными знаками Т001ОО/06, Т006ОО/06, Т100ОО/06, Т200ОО/06, Т700ОО/06, Т777ОО/06. В последующем государственные регистрационные знаки Т100ОО/06Т, Т200ОО/06, Т700ОО/06 сданы на хранение в МРЭО ГИБДД МВД по РИ. При сверке установлено, что комплект государственных регистрационных знаков Т200ОО/06 отсутствует, а Т700ОО/06 уничтожен.
По данному факту ОРЧ СБ МВД по РИ проведена служебная проверка, по результатам которой рекомендовано наложение дисциплинарного взыскания - "перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел" на ФИО14 за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в игнорировании требований пунктов 3.26, 3.41 должностного регламента.
Приказом МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ N на государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения регистрации транспортных средств МРЭО ГИБДД МВД по "адрес" ФИО14 наложено дисциплинарное взыскание - "перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел", с учетом неоднократного нарушения им служебной дисциплины и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.
В ходе проведения служебной проверки по факту незаконного присвоения государственных регистрационных знаков при регистрации транспортных средств сотрудниками МРЭО ГИБДД МВД по РИ ФИО14 были разъяснены его права, в том числе предусмотренные ст. 52 ФЗ N, что подтверждается объяснительной от ДД.ММ.ГГГГ Истец не воспользовался своим правом не обращался с письменным заявлением об ознакомлении с заключением по результатам проведения служебной проверки N от ДД.ММ.ГГГГ, и его не оспорил. Нарушение порядка наложения дисциплинарного взыскания - "перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел" не установлено.
ДД.ММ.ГГГГ врио начальника ОРЧ СБ МВД по РИ ФИО14 в своем рапорте доложил руководству, что ОРЧ СБ МВД по РИ располагает информацией, требующей дополнительной проверки о том, что государственным инспектором МРЭО ГИБДД МВД по РИ ФИО14 в представленных в УРЛС МВД по РИ справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2016 гг, не указаны сведения о зарегистрированных на имя его сына ФИО14 автомашинах марки Крайслер 300, 2004 года выпуска, государственный регистрационный номер Е009ЕЕ/06 и ВАЗ 2101, 1975 года выпуска.
По данному факту МВД по "адрес" назначена проверка, при проведении которой указанные факты подтвердились, о чем указано в докладе старшего инспектора группы УРЛС МВД по РИ ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ, согласованного с врио начальника управления по работе с личным составом МВД по РИ ФИО14, о результатах проверки по факту нарушения требований ст. 8.8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пункта 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
ДД.ММ.ГГГГ на заседании аттестационной комиссии МВД по РИ по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел и урегулированию конфликта интересов истец пояснил, что указанные сведения он не указал в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2016 гг. по невнимательности. Комиссией МВД по РИ рекомендовано привлечь истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.
Приказом МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО14 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов внутренних дел по п. 2 ч. 1 ст. 82.1 ФЗ N 342-ФЗ в связи с утратой доверия по причине предоставления заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ N л/с ФИО14 уволен со службы в органах внутренних дел по п. 13 ч. 3 ст. 82 (в связи с утратой доверия, в случаях предусмотренных ст. 82.1) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N - ФЗ.
На заседании аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец не отрицал факт представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в объяснении, данном в ходе проверки, указал, что неточности в заполнении справок о доходах допущены им не умышленно, а по причине невнимательности.
Нарушений требований закона в ходе проведения в отношении истца проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ответчиком не установлено.
В связи с подтверждением факта представления истцом недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, коллегия находит правомерной позицию суда о наличии оснований для увольнения истца в связи с утратой доверия по п. 2 ч. 1 ст. 82.1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ.
Приказ о наложении на истца дисциплинарного взыскания издан уполномоченным лицом, что соответствует положениям ч. 3 ст. 51 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ.
В соответствии с порядком, установленным ст. 89 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ и изданным в соответствии с данной статьей Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", до момента увольнения ДД.ММ.ГГГГ с ФИО14 проведена беседа, оформлено представление к увольнению.
Проверяя доводы истца о пропуске органом внутренних дел срока для привлечения к дисциплинарной ответственности, суд, руководствуясь положениями ст. ст. 50.1, 51.1, 82.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, пришел к обоснованному выводу о соблюдении ответчиком указанных сроков.
Так, сроки привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности регламентированы ч. 5 ст. 51.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, согласно которой взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть наложено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Взыскание в виде увольнения применено к истцу ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с соблюдением установленных ч. 5 ст. 51.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ сроков, а именно в месячный срок со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (рапорт врио начальника ОРЧ СБ МВД по РИ ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ), с учетом исключения из указанного срока периода проведения проверки (с 16 октября по ДД.ММ.ГГГГ).
Довод апелляционной жалобы о том, что решение комиссии принято в незаконном составе коллегия находит несостоятельным, поскольку приказ МВД по РИ о создании аттестационной комиссии МВД по РИ по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел и урегулированию конфликта интересов утвержден и не опорочен.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы о допущенных нарушениях при проведении проверки и об отсутствии оснований для привлечения истца к ответственности за совершение коррупционного правонарушения, поскольку они по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, аналогичны доводам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Эти доводы являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ в обжалуемом судебном постановлении.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении исковых требований ФИО14-Гиреевича к Министерству внутренних дел по "адрес" о признании приказов о наложении дисциплинарных взысканий и приказа об увольнении незаконными, восстановлении на службе в органах внутренних дел, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.