Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Дзаитова М.М,
судей Цурова Х.М. и Плиевой И.М,
при секретаре Хаутиевой Я.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя МВД по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда от 18 мая 2018 г. по административному делу по административному исковому заявлению Яндиева Аюпа Османовича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным отказа в выдаче справки о реабилитации и обязании выдать справку о реабилитации.
Заслушав доклад судьи Плиевой И.М, судебная коллегия
установила:
Яндиев А.О. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в 1944 г. вместе со всеми представителями чечено-ингушской национальности его родители высланы с места постоянного проживания и направлены на спецпоселение в Казахскую ССР. В связи с тем, что он родился в г. Кокчетав Кокчетавской области Казахской ССР, обратился в Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия за получением справки о реабилитации. Административным ответчиком отказано в выдаче справки, со ссылкой на отсутствие архивных данных, подтверждающих факт проживания его и близких родственников на территории бывшей ЧИАССР до 23 февраля 1944 г. Считая свои права нарушенными, просит признать отказ МВД по Республике Ингушетия в выдаче справке о реабилитации незаконным и обязать административного ответчика выдать ему указанную справку.
Решением Магасского районного суда от 18 мая 2018 г. административное исковое заявление Яндиева А.О. удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель МВД по Республике Ингушетия, считая решение суда необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального права, ставит вопрос о его отмене.
Административный истец Яндиев А.О, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не уведомил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя МВД по Республике Ингушетия Чаниева Ю.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 г. N 1761-I политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшиеся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшими административными полномочиями.
В силу ст. 1.1 указанного закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащим реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
По смыслу данных норм права подвергшимися политическим репрессиям признаются дети, проживавшие совместно с репрессированными родителями до применения к ним репрессий и находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Согласно ст. 7 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Как усматривается из материалов дела, Яндиев А.О. обратился с заявлением о выдаче справки о реабилитации, однако 13 марта 2018 г. Министерством внутренних дел по Республике Ингушетия в выдаче справки отказано ввиду отсутствия архивных данных, подтверждающих факт проживания его и близких родственников на территории бывшей ЧИАССР до 23 февраля 1944 г.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными положениями Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессии", согласно которым реабилитации подлежат граждане, подвергшиеся политическим репрессиям на территории Российской Федерации, пришел к выводу о правомерности заявленных административным истцом требований.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда в связи со следующим.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Факт применения политических репрессий, указанных в п. "в" ст. 3 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а также в ч. 1 ст. 1.1 Закона, должен быть документально подтвержден сведениями (материалами) из архивов органов внутренних дел, государственных и иных архивов Российской Федерации, а также соответствующих органов государств-бывших союзных республик СССР.
В соответствии с п. 22.2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденного приказом МВД России от 23 ноября 2011 г. N 1165, основанием для отказа в реабилитации - предоставлении государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий является отсутствие архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке.
Между тем факт рождения административного истца на территории Казахской ССР не является достаточным доказательством применения политической репрессии в отношении него или его родителей.
Иных доказательств, свидетельствующих о применении в отношении него или его родителей политической репрессии в виде ссылки, высылки, направления на спецпоселение, административный истец суду не представил.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда и отказать в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 309, ст. 310, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя административного ответчика удовлетворить.
Решение Магасского районного суда от 18 мая 2018 г. по административному делу по административному исковому заявлению Яндиева Аюпа Османовича к Информационному центру Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным решения об отказе в выдаче справки о реабилитации и обязании выдать справку о реабилитации отменить.
Исковое заявление Яндиева Аюпа Османовича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным отказа в выдаче справки о реабилитации и обязании выдать справку о реабилитации оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна:
Судья Плиева И.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.