Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Евдокименко А.А,
судей: Хаировой А.Х, Житниковой О.В,
при секретаре Сукмановой Ю.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гавриловой Г.Н. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самара о признании права на досрочное назначение страховой пенсии,
с апелляционной жалобой Гавриловой Г.Н. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 21 июня 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования Гавриловой Г.Н. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ Железнодорожного района г. Самары включить в стаж Гавриловой Г.Н. дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ следующие периоды:
с 20.10.1986 г. по 05.02.1989 г. в должности инструктора ЛФК, медицинского статиста Областного госпиталя инвалидов Отечественной войны г. Куйбышева.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х. по делу, пояснения представителя Гавриловой Г.Н. - Руслина А.Д. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Истец Гаврилова Г.Н. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ Железнодорожного района г. Самары (далее по тексту - ГУ- УПФ РФ Железнодорожного района г. Самара) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, мотивируя тем, что в июле 2017 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). Решением ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самара от 06.10.2017 года истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа работы. Ответчиком засчитаны в специальный стаж 05 лет 04 месяца 20 дней. Ответчик не засчитал в специальный медицинский стаж истца период работы с 20.10.1986 г. по 05.02.1989 г. в должности инструктора ЛФК, медицинского статиста Областного госпиталя инвалидов Отечественной войны г. Куйбышева, поскольку должности не поименованы Списками, период работы с 14.07.1994 г. по 06.07.2017 г. в должностях медицинской сестры, старшей медицинской сестры в отделе "данные изъяты" в ОАО "Самарский диагностический центр", поскольку организация не поименована Списками, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20.02.1995 г. по 24.02.1995 г, с 15.05.1995 г. по 23.06.1995 г.
Истец, считая, что указанные выше периоды ответчиком были исключены неправомерно, обратилась в суд и просила суд:
- признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения соответствующего права, но не ранее момента обращения в пенсионный орган (07.07.2017 г.);
- включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы с 20.10.1986 г. по 05.02.1989 г. в должности инструктора ЛФК, медицинского статиста Областного госпиталя инвалидов Отечественной войны г. Куйбышева; с 14.07.1994 г. по 19.02.1995 г, с 25.02.1995 г. по 14.05.1995 г, с 24.06.1995 г. по 29.12.2002 г, с 01.01.2003 г. по 28.12.2007 г, с 01.01.2008 г. по 29.12.2009 г, с 01.01.2010 г. по 06.07.2017 г. в должностях медицинской сестры, старшей медицинской сестры в отделе "данные изъяты" в ОАО "Самарский диагностический центр"; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20.02.1995 г. по 24.02.1995 года, с 15.05.1995 г. по 23.06.1995 г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Гаврилова Г.Н. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы с 14.07.1994 г. по 19.02.1995 г, с 25.02.1995 г. по 14.05.1995 г, с 24.06.1995 г. по 29.12.2002 г, с 01.01.2003 г. по 28.12.2007 г, с 01.01.2008 г. по 29.12.2009 г, с 01.01.2010 г. по 06.07.2017 г. в должностях медицинской сестры, старшей медицинской сестры в отделе "данные изъяты" в ОАО "Самарский диагностический центр", периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20.02.1995 г. по 24.02.1995 г, с 15.05.1995 г. по 23.06.1995 г. и в части обязания ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган - 07.07.2017 г, постановить в этой части новое решение об удовлетворении исковых требований.
Разрешив в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о возможности рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие истца и представителя ответчика, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Решение суда в части удовлетворения исковых требований Гавриловой Г.Н. об обязании ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары включить в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода с 20.10.1986 г. по 05.02.1989 г. в должности инструктора ЛФК, медицинского статиста Областного госпиталя инвалидов Отечественной войны г. Куйбышева не оспаривается и не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Гаврилова Г.Н. 06.07.2017 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществляющем лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самара от 06.10.2017 г. N 814 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.
В специальный стаж Гавриловой Г.Н. пенсионный орган не засчитал, в том числе, периоды её работы с 14.07.1994 года по 06.07.2017 года в должностях медицинской сестры, старшей медицинской сестры в отделе "данные изъяты" в ОАО "Самарский диагностический центр", а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации при работе в ОАО "Самарский диагностический центр", поскольку указанная организация не предусмотрена Списками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, и по своей организационно-правовой форме не является учреждением здравоохранения.
Из материалов дела следует, что Гаврилова Г.Н. 04.09.1990 г. принята на работу в Куйбышевский диагностический центр на должность медсестры в отдел "данные изъяты".
Согласно справке, уточняющей занятость, выданной АО "Самарский диагностический центр", на основании приказа Управления здравоохранения Куйбышевского облисполкома N 565 от 29.11.1990 г. Куйбышевский диагностический центр переименован в Куйбышевский областной диагностический центр, который 22.03.1991 г. переименован в Самарский областной диагностический центр. Постановлением администрации Железнодорожного района г. Самары от 01.04.1994 г. N 268/2 зарегистрировано учреждение здравоохранения - Самарский диагностический центр, Постановлением администрации Железнодорожного района г. Самары от 14.07.1994 г. N 595 зарегистрировано Акционерное общество открытого типа "Самарский диагностический центр" на основании Решения Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 30.06.1994 г. N 397. Постановлением администрации Железнодорожного района г. Самары от 02.07.1997 г. N 555/1 зарегистрировано ОАО "Самарский диагностический центр", переименованное в 2015 году АО "Самарский диагностический центр".
Гаврилова Г.Н. 06.08.2008 г. переведена на должность старшей медицинской сестры отдела "данные изъяты" ОАО "Самарский диагностический центр", работает в АО "Самарский диагностический центр" по настоящее время.
Установив изложенные выше обстоятельства, исследовав представленный в материалы дела устав Государственного учреждения здравоохранения "Самарский диагностический центр", устав ОАО "Самарский диагностический центр", устав АО "Самарский диагностический центр", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в специальный стаж Гавриловой Г.Н, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, не подлежат зачету периоды ее работы с 14.07.1994 г. по 06.07.2017 г. в должностях медицинской сестры, старшей медицинской сестры в отделе "данные изъяты" в ОАО "Самарский диагностический центр", а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации в указанный период, поскольку акционерное общество по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 и подлежащим применению к периоду трудовой деятельности Гавриловой Г.Н. с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г, было предусмотрено право на пенсию за выслугу лет врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Между тем такое наименование учреждений, как открытое акционерное общество, осуществляющее медицинскую деятельность, в приведенном нормативном правовом акте не указано.
В Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, такое наименование учреждений, как открытое акционерное общество, осуществляющие медицинскую деятельность, отсутствует.
Не поименованы такие виды учреждений и в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, который подлежит применению ко всем периодам трудовой деятельности истца.
Довод апелляционной жалобы Гавриловой Г.Н. о том, что судом не приняты во внимание установленные в ходе судебного разбирательства следующие обстоятельства: АО "Самарский диагностический центр" не создавалось в качестве коммерческой организации, а было преобразовано в 1994 году из государственного учреждения здравоохранения, после преобразования прежний характер профессиональной деятельности работников данной организации и прежняя численность медицинских работников сохранилась и совокупность указанных обстоятельств полностью соответствует тем условиям, которые указаны в абзаце 2 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", судебная коллегия отклоняет, как основанные на неправильном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации данным кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Как усматривается из материалов дела, Гаврилова Г.Н. с 04.09.1990 года по 29.11.1990 года работала в Куйбышевском диагностическом центре, с 29.11.1990 года по 24.01.1991 года - в Куйбышевском областном диагностическом центре, с 25.01.1991 года - в Самарском областном диагностическом центре, с 01.04.1994 года - в государственном учреждении здравоохранения "Самарский диагностический центр", с 14.07.1994 года по 01.07.1997 года работала в Акционерном обществе открытого типа "Самарский диагностический центр", с 02.07.1997 года по 27.01.2015 года - в Открытом акционерном обществе "Самарский диагностический центр" с 28.01.2015 года - в акционерном обществе "Самарский диагностический центр".
Как видно из представленного в материалы дела Устава ОАО "Самарский диагностический центр" общество учреждено путем реорганизации государственного учреждения "Самарский диагностический центр" в открытое акционерное общество и является его правопреемником по всем правам и обязанностям (л.д. 23). Новые редакции Устава ОАО "Самарский диагностический центр" утверждались в 2006 году, в 2009 году. В 2015 году утверждена редакция Устава АО "Самарский диагностический центр".
Из учредительных документов ОАО "Самарский диагностический центр" и АО "Самарский диагностический центр" следует, что общество является коммерческой организацией, основной целью общества является оказание медицинских услуг населению в условиях самоокупаемости и получение прибыли от предпринимательской деятельности.
Согласно части 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 названной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
В отношении занимаемых Гавриловой Г.Н. должностей в АО "Самарский диагностический центр" такая тождественность профессиональной деятельности Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не установлена.
Кроме того, судом первой инстанции при разрешении спора учтены и разъяснения, изложенные в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации) (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить - период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в льготном исчислении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Отказывая в иске в оспариваемой истцом части требований, суд первой инстанции указал, что согласно данным индивидуального персонифицированного учета не подтверждается льготный характер работы Гавриловой Г.Н. в спорный период.
Поскольку общая продолжительность документально подтвержденного специального стажа работы Гавриловой Г.Н. на момент обращения составляет менее 30 лет, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения, то есть с 06.07.2017 года
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции являются законными, оснований для отмены решения суда в оспариваемой части по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 21 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гавриловой Г.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.