Судья Алтайского краевого суда Скляр А.А., рассмотрев жалобу ООО "Спецобслуживание плюс" на решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 30 июля 2018 года по делу по жалобе ООО "Спецобслуживание плюс" на постановление заместителя начальника отдела экологического надзора за водными ресурсами Межрегионального управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай М.В.В. от ДД.ММ.ГГ ***, которым юридическое лицо
ООО "Спецобслуживание плюс" ИНН 2204068025, ОГРН 1132204008078, адрес (место нахождения): "адрес"
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ ***, составленному заместителем начальника отдела экологического надзора и надзора за водными ресурсами Межрегионального управления Роспироднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и "адрес" М.В.В, ООО "Спецобслуживание плюс" было допущено нарушение, которое выразилось в том, что, осуществляя хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией объекта размещения отходов производства и потребления, данное юридическое лицо не разработало Программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов в пределах его воздействия на окружающую среду, не представило отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2017 год, чем нарушило требования статей 3, 34 Федерального закона N7-ФЗ от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды", статьи 25, 30 Федерального закона N96-ФЗ от 04.05.1999 года "Об охране атмосферного воздуха", статьи 11, 12 Федерального закона N89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления", приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04.03.2016 года N66 "О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду", п.4.8 ГОСТ Р 56059-2014 "Производственный экологический мониторинг. Общие положения".
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Директор ООО "Спецобслуживание плюс" обжаловал данное постановление в Бийский городской суд Алтайского края, в жалобе просил постановление от ДД.ММ.ГГ изменить в части назначения наказания, назначив в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения, ссылаясь на то, что общество проводит мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды. Обществом заключен договор с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае", в рамках которого проводятся лабораторные исследования, Превышение концентрации загрязняющих веществ согласно протоколам лабораторных испытаний не зафиксировано, что является отсутствием причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде. ООО "Спецобслуживание плюс" не должно представлять отчет, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Решением судьи Бийского городского суда Алтайского края от 30 июля 2018 года постановление заместителя начальника отдела экологического надзора за водными ресурсами Межрегионального управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай М.В.В. от ДД.ММ.ГГ *** в отношении ООО "Спецобслуживание плюс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отставлено без изменения, жалоба директора ООО "Спецобслуживание плюс" М.В.В. - без удовлетворения.
В жалобе, адресованной в Алтайский краевой суд, директор ООО "Спецобслуживание плюс" М.В.В. просит решение Бийского городского суда от 30.07.2018 отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что отсутствует состав административного правонарушения, поскольку в настоящее время федеральным органом исполнительной власти не установлены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета о результатах мониторинга.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, прихожу к выводу об изменении постановления должностного лица по следующим основаниям.
Согласно постановлению заместителя начальника отдела экологического надзора за водными ресурсами Межрегионального управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай М.В.В. от ДД.ММ.ГГ *** ООО "Спецобслуживание плюс" было привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что не разработало Программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и не предоставило отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
В соответствии с часть 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами и другие, предусмотренные в данной статье требования.
В силу части 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно пунктам 5, 6 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66, для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Программа мониторинга может быть подана в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
Отчет о результатах мониторинга может быть подан в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют несколько составов:
- несообщение (несвоевременное, неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке;
- сокрытие, умышленное искажение указанной информации;
- искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
В связи с изложенным, отсутствие у общества разработанной программы мониторинга окружающей среды на объекте размещения отходов не охватывается диспозицией 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не исполнение юридическим лицом обязанности, предусмотренной частью 2 статьи 11, частью 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", разработать программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами).
Согласно абз. 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при пересмотре дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Поскольку норма ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает более строгий вид наказания по сравнению с административным наказанием, предусмотренным ст. 8.5 данного Кодекса, изменяет подведомственность дела, переквалификация действий юридического лица в данном случае невозможна.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о необходимости исключения из объема вменяемого правонарушения не исполнение обществом обязанности по разработке программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, как не образующее состава вмененного правонарушения.
Вместе с тем, исключение указанных нарушений из объема правонарушения не влечет освобождение ООО "Спецобслуживание плюс" от ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку должностным лицом и судом установлен факт непредоставления отчета о результатах мониторинга окружающей среды.
Вина ООО "Спецобслуживание плюс" в совершении административного правонарушения, выразившегося в непредоставлении отчета о результатах мониторинга окружающей среды, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 17.05.2018; справкой Межрегионального управления Роспироднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 15.05.2018, согласно которой отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2017 год от ООО "Спецобслуживание плюс" не поступал; выпиской их ЕГРЮЛ, согласно которой одним из видов деятельности ООО "Спецобслуживание плюс" является обработка и утилизация отходов, на что выдана лицензия; свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; копией свидетельства о государственной регистрации права на полигон твердых бытовых отходов общей площадью 166 929 кв.м, а также иными материалами дела об административном правонарушении.
С учетом этого, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, полагаю возможным снизить размер назначенного обществу административного наказания в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 8.5 названного Кодекса для юридических лиц до 20 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника отдела экологического надзора за водными ресурсами Межрегионального управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай М.В.В. от ДД.ММ.ГГ *** и решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 30 июля 2018 года изменить в части назначенного наказания, снизив размера штрафа до 20 000 (двадцати тысяч) рублей, а также исключив выводы о неисполнении ООО "Спецобслуживание плюс" обязанности разработать Программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Судья Алтайского краевого суда А.А. Скляр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.