Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Лобовой О.А,
судей А. Л.А, Диденко О.В,
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Ращупкина В. Н. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05 апреля 2018 года по делу
по иску Ращупкина В. Н. к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю" об обязании внести изменения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида.
Заслушав доклад судьи А. Л.А. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГ в отношении Ращупкина В.Н. была проведена медико-социальная экспертиза, согласно которой ему установлено стойкое нарушение функции организма на 70%, так же установлена 2 группа инвалидности бессрочно.
На основании акта МСЭ истцу разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида ***, согласно которой ему рекомендовано техническое средство реабилитации: кресло - коляска с ручным приводом базовая прогулочная, ширина сиденья 45 см, вес 79 кг, высота спинки 60 см.
Ращупкин В.Н. обратился в суд с иском к ответчику ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю" с требованиями об обязании внести изменения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (далее ИПРА) в раздел "перечень технических средств реабилитации и услуг по реабилитации" с указанием "инвалидная коляска вездеход проходимец (ОВ-EW-002)".
В обоснование иска указал, что коляска с ручным приводом не может передвигаться по ступенькам, а истец проживает на 6 этаже.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен АРО Фонд социального страхования.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 05 апреля 2018 исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, иск удовлетворить. В обоснование доводов, ссылаясь на немотивированность решения суда, противоречивость выводов.
В жалобе оспаривается вывод суда в части содержания текста направления на МСЭ лишь прогулочной кресло - коляски, поскольку была рекомендация по предоставлению инвалидной коляски.
Судом не учтено, что истец, будучи инвалидом, проживает в многоэтажном доме, и подняться по лестнице имеет возможность, с учетом оборудования данного дома только в коляске вездеход проходимец.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФКУ ГБ МСЭ по Алтайскому краю Калашникова Л.К, представитель третьего лица ГУ АРО ФСС РФ Дъячук А.А, полагали решение суда законным и обоснованным.
Истец Ращупкин В.Н. в суд апелляционной инстанции не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Кроме того информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети интернет.
Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются: разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов.
Согласно ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 181-ФЗ реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. (ст.11 Федерального Закона).
В соответствии со ст. 11.1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся специальные средства для передвижения кресла - коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные, обеспечение которыми возложено на ФСС РФ.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N888н, действующий с 18 марта 2018 года, утвержден Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Данному приказу предшествовал приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2014 года N998н, которым утвержден Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
В соответствии пунктом 34 "Правил признания лица инвалидом", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N-95, при необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу инвалида (ребенка-инвалида).
Рассматривая спор, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что конкретное наименование ТРС в ИПРА не предусмотрено законодательством. Установив, что истец Ращупкин В.Н. с заявлением о внесении изменений в ИПРА к ответчику либо с жалобой не обращался, порядок проведения медико-социальной экспертизы в отношении истца соблюден, медицинским учреждением при направлении на МСЭ не было рекомендовано заявленное истцом средство реабилитации, суд постановилоб отказе в удовлетворении исковых требований.
Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правомерными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о наличии в направлении на МСЭ рекомендации на получение инвалидной коляски, опровергаются материалами дела освидетельствования в Бюро МСЭ на Ращупкина В.Н, представленного суду первой инстанции и в последующем в апелляционную инстанцию в подлиннике.
Из содержания направления на медико-социальную экспертизу Городской поликлиники *** от ДД.ММ.ГГ, следует, что истцу рекомендовано средство реабилитации прогулочная кресло-коляска.
Вопреки доводам жалобы, мотивы, по которым суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ращупкину В.С, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Поскольку решение суда в оспариваемой части постановлено с правильным применением норм материального права, нарушений процессуального законодательства при рассмотрении иска судом не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Ращупкина В. Н. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05 апреля 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.