Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе:
председательствующего Новоселовой Е.Г,
судей Ромашовой Т.А, Медведева А.А,
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 29 мая 2018 года по делу
по иску прокурора Красногорского района Алтайского края в интересах Нефедова А. Г. к Министерству здравоохранения Алтайского края о возложении обязанности организовать и обеспечить бесплатную доставку до места проведения процедуры гемодиализа.
Заслушав доклад судьи Ромашовой Т.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нефедов А.Г, проживающий в "адрес" Алтайского края, является инвалидом 1 группы бессрочно, страдает "данные изъяты".
Его диагноз создает необходимость в проведении заместительной терапии методом гемодиализа, который проводится в КГБУЗ "Городская больница г.Бийск", расположенной в г. Бийске, куда больной добирается самостоятельно. Нефедову А.Г. установлен режим гемодиализа - 3 раза в неделю по 4 часа.
Отсутствие прямого транспортного сообщения между "адрес" и "адрес", географическая удаленность данных населенных пунктов при состоянии здоровья Нефедова А.Г. затрудняет получение им медицинской услуги. Нефедов А.Г. вынужден добираться до лечебного учреждения на такси, в связи с чем расходы на проезд превышают размер его пенсии.
Обращение Нефедова А.Г. и его родственников в Министерство здравоохранения Алтайского края об организации бесплатной транспортировки от места жительства до места проведения процедуры гемодиализа и обратно оставлено без удовлетворения в связи с тем, что стоимость проезда пациента до места оказания медицинской услуги не включена в тариф на оплату медицинской помощи, так как данный вид деятельности на относится к медицинским услугам.
Согласно информации администрации Красногорского района Алтайского края и КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница" транспортировка больных в медицинские учреждения ими не осуществляется.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства и положения Федерального закона от 21.211.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый 2018 и 2019 годов", Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 26.12.2017 N 480, а также на то, что заменительная почечная терапия методом гемодиализа застрахованным лицам проводится в рамках специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, прокурор Красногорского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Нефедова А.Г. к Министерству здравоохранения Алтайского края о возложении обязанности по организации и обеспечению доставки Нефедова А.Г. от места его фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также об обеспечении функционирования данных мероприятий.
Решением Красногорского районного суда Алтайского края от 29 мая 2018 года исковые требования удовлетворены.
На Министерство здравоохранения Алтайского края возложены обязанности по организации и обеспечению доставки Нефедова А.Г, ДД.ММ.ГГ года рождения, страдающего "данные изъяты", проживающего на территории Красногорского района Алтайского края, от места фактического его проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно, по графику гемодиализа, обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Решение суда обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что судом не учтены существенные для дела обстоятельства, а именно отсутствие в структуре действующих тарифов на оплату медицинской помощи расходов на транспортные услуги гражданам, нуждающимся в проведении гемодиализа и диализа, до места получения медицинской услуги. Финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется, в том числе за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выдаваемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренной в территориальных программах обязательного медицинского страхования. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, предусмотренным действующим законодательством.
Ни федеральным законодательством, ни законодательством Алтайского края решение вопроса по транспортировке граждан в медицинское учреждение, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Необоснованной является ссылка прокурора на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, поскольку оно принято в отношении конкретного лица и не может применяться в отношении неопределенного круга лиц.
В представленных возражениях истец Нефедов А.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель процессуального истца Беспалова М.И. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика Еремеев В.Н. и представитель третьего лица Ковалева И.О. просили об удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли. Руководствуясь нормами ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без участия данных лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Нефедов А.Г. является инвалидом 1 группы бессрочно, страдает "данные изъяты".
По состоянию здоровья Нефедов А.Г. нуждается в проведении заместительной терапии методом гемодиализа, который проводится в КГБУЗ "Городская больница г.Бийск", расположенной в г. Бийске, по установленному режиму - 3 раза в неделю по 4 часа, процедура начинается в 8 часов.
Проживая в "адрес" Алтайского края, до места проведения гемодиализа Нефедов А.Г. добирается самостоятельно.
При этом, прямое транспортное сообщение между "адрес" и "адрес" отсутствует, расстояние от "адрес" до "адрес" составляет 95 км при движении через Чуйский тракт, а через районный центр "адрес", откуда отправляется автобус до "адрес", более 100 км.
Отсутствие прямого транспортного сообщения, географическая удаленность населенных пунктов при состоянии здоровья Нефедова А.Г. затрудняет получение им медицинской услуги. Нефедов А.Г. вынужден добираться до лечебного учреждения на такси, в связи с чем расходы на проезд превышают размер его пенсии.
Обращение Нефедова А.Г. и его родственников в Министерство здравоохранения Алтайского края по вопросу организации бесплатной транспортировки от места жительства до места проведения процедуры гемодиализа и обратно оставлено без удовлетворения со ссылкой на то, что стоимость проезда пациента до места оказания медицинской услуги не включена в тариф на оплату медицинской помощи, так как данный вид деятельности на относится к медицинским услугам.
Согласно информации администрации Красногорского района Алтайского края и КГБУЗ "Красногорская центральная районная больница" транспортировка больных в медицинские учреждения ими не осуществляется.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека.
Пунктом 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323) установлено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона N 323 является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).
В силу положений п. 2 ст. 9 Федерального закона N 323 органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 323).
В целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона N 323).
В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона N 323 финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 16 Письма Минздрава Российской Федерации от 13.12.2017 N11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" предусмотрено, что заменительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов; при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.
Из содержания п. 21 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данным органом за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе специализированной медицинской помощи.
Постановлением Правительства Алтайского края от 26.12.2017 N 480 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, устанавливающая перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, которым медицинская помощь оказывается бесплатно; порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, и способы ее оплаты.
Источником финансового обеспечения данной Программы, согласно разделу V, являются средства федерального, краевого бюджетов, средства обязательного медицинского страхования. Данным же разделом также установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказываются, как первичная медико - санитарная помощь, так и специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов данной помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, в том числе болезнях мочеполовой системы.
Согласно разделу II указанной Программы гражданам Российской Федерации бесплатно предоставляется специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Разделом V Территориальной программы предусмотрено, что финансовое обеспечение при сосудистых осложнениях сахарного диабета (нефропатии), лечение которых проводится методом диализа, застрахованным лицам осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 1.1, подпунктом 1 пункта 2.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 05 декабря 2016 года N151 (далее - Положение), Министерство здравоохранения Алтайского края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности. Министерство в установленной сфере деятельности осуществляет реализацию на территории Алтайского края единой государственной политики в области охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности, разработку приоритетных направлений развития здравоохранения края.
Согласно подпункту 7 пункта 2.1.1 Положения Министерство осуществляет обеспечение оказания населению Алтайского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях.
Перевозка граждан, нуждающихся в соответствующей медицинской помощи, в лечебные учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде процедуры гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, является составной частью мероприятия по оказанию услуги, охватывается понятием медицинской помощи, обязанность по организации которой, в силу закона, возложена на субъект Российской Федерации, интересы которого в области здравоохранения представляет ответчик (Министерство здравоохранения Алтайского края).
Принимая во внимание, что гемодиализ на территории населенного пункта, где проживает истец, не проводится, необходимая доступность медицинской помощи не обеспечена, такая услуга доступна в ближайшем населенном пункте - "адрес", Нефедову А.В. процедура гемодиализа необходима три раза в неделю, учитывая тот факт, что расходы на перевозку до лечебного учреждения, проводящего процедуру гемодиализа, в состав тарифа за счет средств обязательного медицинского страхования не входят, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что на Министерстве здравоохранения Алтайского края лежит обязанность по обеспечению финансирования перевозки истца до лечебного учреждения и обратно с целью оказания специализированной медицинской помощи - гемодиализа.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что администрация Алтайского края гарантировала за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории Алтайского края оказание специализированной медицинской помощи, включая проведение лечения методом диализа, следовательно обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услугой по транспортировке Нефедова А.Г. от места жительства до места получения специализированной медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа лежит на Министерстве здравоохранения Алтайского края.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается и полагает, что они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и исследованных доказательствах.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, невключение в структуру действующих тарифов на оплату медицинской помощи расходов на доставку пациентов на гемодиализ, не является основанием для отказа в удовлетворении иска и возложении на ответчика заявленной в иске обязанности, поскольку администрация Алтайского края гарантировала за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории Алтайского края оказание специализированной медицинской помощи, включая проведение лечения методом диализа, при этом оказание такой помощи возложено на Министерство здравоохранения Алтайского края.
Исходя из изложенного судебной коллегией отклоняется и довод жалобы об отсутствии нормы права, в соответствии с которой к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопроса о транспортировке граждан в медицинское учреждение для проведения гемодиализа.
Отсутствие принятых нормативных актов субъекта о возможности возмещения расходов по транспортировке, неуказание такого обязательства в качестве расходного обязательства не может нарушать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации), при наличии обязанности субъекта Российской Федерации по финансированию таких расходов (п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона N 323, п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Вопреки ссылке жалобы, указание процессуальным истцом в исковом заявлении на апелляционное определение от ДД.ММ.ГГ, не свидетельствует о принятии судом необоснованного решения, поскольку обжалуемым судебным актом судом разрешен вопрос о правах истца Нефедова А.Г.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными и не влекут отмену в апелляционном порядке обжалуемого судебного решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального или процессуального права и направлены на переоценку выводов суда по обстоятельствам дела.
Поскольку процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногорского районного суда Алтайского края от 29 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.