Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мугиновой Р.Х.
судей Минеевой В.В.
Коргун Н.В.
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 июня 2018 года,
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кудакаева О.Р.обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату арендованного земельного участка и возложении обязанности заключить договор купли-продажи (выкупа) земельного участка по тем основаниям, что истица является арендатором земельного участка с кадастровым номером N.., площадью 502 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Силикатная, д.54 (договор аренды N N... аренды земельного участка от дата года, заключённый между истицей и Управлением земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан, срок договора с дата года на неопределённый срок). На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом кадастровый номер N.., собственником которого является истица Кудакаева О.Р.(запись регистрации N N... от дата года). 25 октября 2017 года Кудакаева О.Р. обратилась с заявлением на имя главы Администрации городского округа г. Уфа Республика Башкортостан о заключении с ней договора купли-продажи за 3 процента от кадастровой стоимости арендованного земельного участка кадастровый номер N... и получила отказ, изложенный в письме N адрес от дата года, где указано, что участок находится в границах красных линий.
Просит признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность за плату путем выкупа арендованного земельного участка, изложенный в письме N N... от 21 ноября 2017 г.; возложить обязанность на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить и направить Кудакаевой Оксане Ренатовне договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер N... площадью 502 кв.м. категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи, расположенного по адресу: город Уфа, ул. Силикатная, д. 54 в десятидневный срок со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу, установив выкупную цену в размере равном 3 (три) процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 июня 2018 года исковые требования Кудакаевой Оксаны Ренатовны удовлетворены.
В апелляционной жалобе представителя Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа просит решение отменить, виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело к нарушению закона и принятию неправильного решения (ч. 1, ч. 2 п. 2, ч. 3 ст. 330 ГПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФИО7, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В п.п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 июня 2018 года не соответствует.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установилпринцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании п. 2 ст. 15 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Разрешая спор, суд исходил из того, что поскольку в схеме резервируемых земель (приложение N 1) Решения Совета от 28 января 2015 г. N 41/6 отсутствует спорный земельный участок, то оснований полагать, что в отношении указанного земельного участка принято решение о резервировании не имеется. Кроме того спорный земельный участок не включен в установленном порядке в перечень зарезервированных для муниципальных нужд участков; ответчиками не представлено доказательств нахождение спорного земельного участка в границах уже существующих красных линий; отнесения испрашиваемого земельного участка к землям общего пользования или расположения на указанном участке объектов общего пользования. При таких обстоятельствах у Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не имелось оснований для отказа Кудакаевой О.Р. в реализации права на выкуп испрашиваемого земельного участка.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, исходя из следующего.
Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Приведенная ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предполагает наличие права на оформление в собственность земельных участков бесплатно в упрощенном порядке за лицами в чьем фактическом пользовании находились и находятся указанные в этом законе земельные участки.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности, на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец Кудакаева О.Р. на основании договора аренды N 607-17 от 25 июля 2017 года заключенного между истцом и Управлением земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан со сроком договора - с 12 апреля 2017 года на неопределенный срок является арендатором земельного участка с кадастровым номером N... площадью 502 кв.м. категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи, расположенного по адресу: город Уфа, ул. Силикатная, д. 54 и индивидуального жилого дома, расположенного на данном земельном участке. (л.д.23-26).
На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом кадастровый номер N... собственником которого является истица Кудакаева О.Р. на основании договора купли-продажи от 12 августа 2015 года, что подтверждается записью регистрации N N... от 18 августа 2015 года.
25 октября 2017 года Кудакаева О.Р. обратилась с заявлением на имя главы Администрации ГО г. Уфа РБ о заключении с ней договора купли-продажи за 3 процента от кадастровой стоимости арендованного земельного участка кадастровый номер N... (л.д.11).
При обращении истца ФИО10 в администрацию ГО г. Уфа о предоставлении указанного земельного участка в собственность получен отказ за N К N... от 21 ноября 2017 года со ссылкой на то, что земельный участок входит в границы красной линии и испрашиваемый истцом земельный участок с кадастровым N N.., расположенный по адресу: г. Уфа, адрес входит в перечень земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд.
Также установлено, что решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 января 2017 года исковые требования Кудакаевой О.Р. к Администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан обязании заключить договор аренды земельного участка - удовлетворены. Возложена обязанность на Администрацию городского округа г. Уфа РБ в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, подготовить и направить в адрес Кудакаевой О.Р. проект договора аренды земельного участка площадью 502,0 кв.м, с кадастровым номером N.., расположенного по адрecy: г. Уфа, ул. Силикатная, д.54. (л.д.12-16).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 апреля 2017 года решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 января 2017 года оставлено без изменения. (л.д.17-22).
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (пп. 13 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства от 22 июля 2008 года за N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно решению Совета городского округа г. Уфа РБ N 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа г. Уфа РБ для муниципальных нужд" испрашиваемый истцом земельный участок с кадастровым номером N N.., расположенный по адресу: г. Уфа, ул. адрес входит в схему размещения резервируемых земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд и в соответствии с пп. 13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесен к землям, ограниченным в обороте. Ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые расположены в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Судебная коллегия находит, что, несмотря на вышеизложенное, несмотря на наличие у заявителя права на выкуп земельного участка, испрашиваемый заявителем земельный участок не может быть предоставлен ему в собственность, поскольку право на приватизацию земельного участка может быть реализовано, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Судебная коллегия в рассматриваемом случае усматривает случай, когда в соответствии с федеральным законом испрашиваемый истцом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Так в частности в соответствии с пунктом 12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат выкупу.
В рассматриваемом случае другим основанием отказа, кроме резервирования земельного участка, Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г. Уфа РБ в предоставлении заявителю земельного участка в собственность является указание на то, что часть испрашиваемого земельного участка входит в границы красных линий.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пунктом 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Статьей 42 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Понятие документов территориального планирования и требования к их содержанию раскрыты в статьях 9, 14, 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Генеральный план городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ) представляет собой совокупность карт, где обозначены красные линии - существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц и являются обязательным элементом градостроительной документации.
Ограничение приватизации земельных участков в границах территорий общего пользования закреплено в части 8 статьи 27, в пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ.
Как следует из содержания ответа Главного управления архитектуры Администрации ГО г. Уфа РБ в адрес Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан направлено письмо N 7-1891/ПР от 21 марта 2018 года, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером...
- расположен на территории общего пользования в границах красных линий проектной улицы. Красные линии разработаны в составе проекта планировки жилого района "Нижегородка" в Ленинском и Советском районах ГО г. Уфа РБ и утверждены постановлением главы Администрации ГО г. Уфа РБ от 17.03.2010 г. N 1202;
- в соответствии с приложением N 1 к решению Совета ГО г. Уфа РБ от 28.01.2015г. N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (в редакции от 29.06.2016г. N 64/7, от 08.12.2016 г. N 4/8, от 15.11.2017г. N16/8) зарезервирован для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур. (л.д.52).
Указанное свидетельствует, что осуществление реконструкции расположенных в г. Уфе линейных объектов - городских автомобильных дорог, в том числе, и дороги по ул. Силикатная г. Уфы, путем расширения полос отвода дорог для увеличения их пропускной способности, запланировано в установленном ст.ст.41, 42 ГсК РФ порядке на основании утвержденной в 2012 году документации по планировке территории.
Проект планировки территории северо-западной части жилого района "Затон" в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Администрации ГО г. Уфы РБ от.., опубликован на сайте Администрации ГО г. Уфы РБ в установленном порядке, не оспорен и не признан недействующим.
При наличии указанных документов территориального планирования у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконным оспариваемый отказ Администрации г. Уфы в предоставлении земельного участка Кудакаевой О.Р. в собственность.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске Кудакаевой О.Р. о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату путем выкупа земельного участка, подготовки и направлении договора купли-продажи земельного участка, установив выкупную цену в размере равном 3 (три) процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Руководствуясь ст.329-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 июня 2018 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО8 о признании незаконным отказа Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность за плату путем выкупа земельного участка, подготовки и направлении ФИО9 договора купли-продажи земельного участка - отказать.
Председательствующий Мугинова Р.Х.
Судьи Минеева В.В.
Коргун Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.