Заместитель председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Сегай М.А. на вступившие в законную силу решение судьи Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 18 декабря 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования N 15" городского округа город Уфа Республики Башкортостан Бражникова Ильи Николаевича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Сегай М.А. (далее - должностное лицо ГИТ в РБ) N 4-4927-17-ППР/3127/251/2 от 10 октября 2017 года директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования N 15" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МБОУ "Центр образования N 15") Бражников И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 18 декабря 2017 года постановление должностного лица ГИТ в РБ N 4-4927-17-ППР/3127/251/2 от 10 октября 2017 года изменено в части, назначенное Бражникову И.Н. административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей заменено на предупреждение, в остальном - оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2018 года решение судьи Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 18 декабря 2017 года оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 18 декабря 2017 года и судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2018 года, должностное лицо ГИТ в РБ обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, просит отменить, постановление должностного лица ГИТ в РБ N 4-4927-17-ППР/3127/251/2 от 10 октября 2017 года оставить без изменения.
Изучив представленные материалы по делу об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Советского района города Уфы Республики Башкортостан в соответствии с приказом прокурора Республики Башкортостан N 9 от 27 января 2017 года в период с 15 августа по 30 августа 2017 года проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение занятости детей и подростков в МБОУ "Центр образования N 15", расположенном по адресу: адрес
При проведении проверки установлено, что между филиалом государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы по Советскому району и МБОУ "Центр образования N15" заключен договор о совместной деятельности по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (далее - договор о совместной деятельности).
На основании договора о совместной деятельности приказом директора МБОУ "Центр образования N 15" от 05 июня 2017 года N 186 организовано трудоустройство 11 обучающихся, с которыми заключены срочные трудовые договоры от 05 июня 2017 года на выполнение работ на срок с 05 июня по 19 июня 2017 года. Согласно приказу директора МБОУ "Центр образования N 15" Бражникова И.Н. от 19 июня 2017 года N 199 указанные несовершеннолетние работники уволены с 19 июня 2017 года.
Приказом директора МБОУ "Центр образования N 15" Бражникова И.Н. от 03 июля 2017 года N 209 на условиях срочного трудового договора трудоустроены 11 несовершеннолетних работников, с которыми заключены срочные трудовые договоры от 03 июля 2017 года на выполнение работ на срок с 03 июля по 17 июля 2017 года. Согласно приказу директора МБОУ "Центр образования N 15" Бражникова И.Н. от 17 июля 2017 года N 212 указанные работники уволены с 17 июля 2017 года.
Приказом директора МБОУ "Центр образования N 15" Бражникова И.Н. от 01 августа 2017 года N 215 на условиях срочного трудового договора трудоустроены 11 несовершеннолетних работников, с которыми заключены срочные трудовые договоры от 01 августа 2017 года на выполнение работ на срок с 01 августа по 15 августа 2017 года. Согласно приказу директора МБОУ "Центр образования N 15" Бражникова И.Н. от 15 августа 2017 года N 236 указанные работники уволены с 15 августа 2017 года.
В нарушение положений статей 22, 140, 148 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель не произвел в установленный законом срок выплату заработной платы несовершеннолетним работникам. Согласно представленным документам, несовершеннолетним работникам, уволенным 19 июня 2017 года, заработная плата выплачена 13 июля 2017 года, заработная плата работникам, уволенным 17 июля 2017 года, выплачена 01 августа 2017 года, заработная плата работникам, уволенным 15 августа 2017 года, на момент проверки не выплачена.
В связи с выявленными нарушениями трудового законодательства постановлением заместителя прокурора Советского района города Уфы Республики Башкортостан Свистун Р.А. от 26 сентября 2017 года в отношении директора МБОУ "Центр образования N 15" Бражникова И.Н. возбуждено дело об административном правонарушении.
Постановлением заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Сегай М.А. от 10 октября 2017 года N 4-4927-17-ППР/3127/251/2 директор МБОУ "Центр образования N 15" Бражников И.Н. привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ за нарушение требований статей 22, 140, 148 Трудового кодекса Российской Федерации.
Разрешая дело, судья районного суда установилналичие в действиях Бражникова И.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ. Вместе с тем, руководствуясь статьями 4.1.1, частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, пришел к выводу об изменении постановления должностного лица в части назначенного административного наказания в виде административного штрафа на административное наказание в виде предупреждения.
При этом суд исходил из того, что вышеуказанные действия директора МБОУ "Центр образования N 15" Бражникова И.Н. не влекут причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имущественного ущерба.
С таким выводом судьи районного суда согласился судья Верховного Суда Республики Башкортостан.
Однако с выводом судей об отсутствии в действиях (бездействии) Бражникова И.Н. причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имущественного ущерба, согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством.
В силу части 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Бездействием директора центра образования нарушены нормы действующего законодательства о труде. Целями законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Задержка оплаты труда является существенным нарушением охраняемых общественных правоотношений. В связи с этим выводы судей первой и второй судебных инстанций об отсутствии причинения вреда жизни и здоровью работников необоснованны.
В данном случае существенная угроза охраняемым правоотношениям заключалась в невыполнении директором МБОУ "Центр образования N 15" Бражниковым И.Н. требований трудового законодательства, повлекшие нарушение прав и законных интересов работников, которым заработная плата не выплачивалась в установленные сроки и в полном объеме. В этой связи оснований для применения положений статей 4.1.1, части 2 статьи 3.4 КоАП РФ у судьи районного суда не имелось.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Вместе с тем следует отметить, что санкцией части 6 статьи 5.27 КоАП РФ в отношении должностных лиц помимо административного штрафа предусмотрено административное наказание в виде предупреждения.
При обращении в Верховный Суд Республики Башкортостан с жалобой в порядке статьи 30.12 КоАП РФ об отмене вступившего в законную силу решения судьи Верховного Суда Республики Башкортостан заявителем не учтено следующее.
КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу решения или постановления по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как общее правило, недопустим.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 3.1 постановления от 17 июля 2002 года N 13-П (подтвержденной в постановлении от 11 мая 2005 года N 5-П), исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших.
Приведенные положения об общих принципах пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам применимы и к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.
КоАП РФ также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение, а именно, в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таких оснований в рассматриваемом случае не имеется. Доводы жалобы должностного лица ГИТ в РБ сводятся к несогласию с выводом судьи об отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других возможных последствий, что само по себе не служит достаточным основанием к пересмотру вступивших в законную силу судебных решений в порядке статьи 30.17 КоАП РФ, с ухудшением положения лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Вместе с тем в порядке пункта 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ подлежит исправлению техническая описка, допущенная в резолютивной части решения судьи Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 18 декабря 2017 года, где вместо постановления N 4-4927-17-ППР/3127/251/2 указано постановление N 4-4927-17-ППР/3127/251/3, путем внесения в судебный акт соответствующего изменения.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, прихожу к выводу о том, что доводы жалобы не могут служить основанием к отмене в соответствии со статьей 30.17 КоАП РФ вступивших в законную силу решения судьи Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 18 декабря 2017 года и решения судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении Бражникова И.Н, поскольку удовлетворение жалобы повлечет ухудшение положения лица, привлеченного к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
решение судьи Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 18 декабря 2017 года изменить, указать в резолютивной части решения на постановление N 4-4927-17-ППР/3127/251/2 вместо постановления N 4-4927-17-ППР/3127/251/3.
В остальном решение судьи Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 18 декабря 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования N 15" городского округа город Уфа Республики Башкортостан Бражникова Ильи Николаевича оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Сегай М.А. - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Заместитель председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан подпись З.У. Латыпова
Справка:
федеральный судья Насырова Л.Р..
судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.