Заместитель председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 20 июня 2018 года) жалобу Коваль Антона Геннадьевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 7 по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан от 16 октября 2017 года и решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от
30 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Коваль ФИО5,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 7 по
г. Стерлитамаку Республики Башкортостан от 16 октября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 года, Коваль А.Г. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными постановлениями, Коваль А.Г. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит изменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность, переквалифицировать его действия на ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, доводы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года
N 150-ФЗ "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия.
Аналогичные требования установлены п. 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 (далее - Правила).
Согласно ст. 13 Федерального закона об оружии гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном ст.9 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, 03 октября 2017 года в 11 часов
55 минут выявлен факт незаконного хранения Коваль А.Г. по адресу: ул. Западная, д. 4 г. Стерлитамака РБ охотничьего оружия модели "ИЖ-58 МА", 12 калибра, N А26648, при наличии разрешения с истекшим сроком действия на хранение и ношение оружия, в нарушение требований ст. ст. 13, 22 Федерального закона об оружии, п. 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются:
протоколом об административном правонарушении от
03 октября 2017 года с письменным объяснением Коваль А.Г.: "Не продлил в связи с тем, что забыл о сроке действия лицензии" (л.д. 1);
рапортом инспектора ОЛРР (по г. Ишимбай и Ишимбайскому району,
г. Салават, г. Стерлитамак, Аургазинскому, Гафурийскому, Стерлибашевскому, Стерлитамакскому районам) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан Мухамадиева Р.Х. (л.д.3);
протоколом изъятия оружия, боеприпасов и патронов к оружию от
03 октября 2017 года (л.д. 7);
копией разрешения РОХа N 10229432, выданного Коваль А.Г. на хранение и ношение охотничьего оружия модели "ИЖ-58", 12 калибра,
N 26648 на срок с 20 декабря 2011 года до 20 декабря 2016 года (л.д. 5).
Рассматривая дело, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что совокупность представленных материалов является достаточной для признания Коваль А.Г. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ. Достоверность и допустимость доказательств мировым судьей проверены, им дана надлежащая правовая оценка в судебном постановлении.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что действия Коваль А.Г. подлежат переквалификации с ч. 6 ст. 20.8 на ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ, является необоснованным.
Частью 6 ст. 20.8 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе за незаконное хранение гражданского огнестрельного оружия.
Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом об оружии, который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами, отвечающими нормативно установленным требованиям.
Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 данного Федерального закона, которой установлен порядок лицензирования приобретения оружия и патронов к нему. Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные названным Федеральным законом документы.
При этом в соответствии с требованиями указанной нормы граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
Таким образом, по истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
На указанное обращает внимание Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 19 ноября 2015 года N 2557-О. Следовательно, мировым судьей сделан правильный вывод о том, что Коваль А.Г. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ. Юридическая квалификация и оценка действиям заявителя даны верные.
С выводами мирового судьи обоснованно согласился судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан.
Также следует отметить, что в силу п. 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288
"О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814", не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Согласно ст. 9 Федерального закона об оружии заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган запрашивает также в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), если указанная выписка не была представлена заявителем по собственной инициативе.
Таким образом, с заявлением о продлении срока разрешения на ношение и хранение оружия Коваль А.Г. должен был обратиться не позднее одного месяца до истечения срока разрешения, т.е. не позднее 20 ноября 2016 года, чего им сделано не было. Данных, свидетельствующих об обратном, либо доказательств уважительности причины неподачи заявления в указанный срок в материалах дела не содержится, заявителем не представлено, судебными инстанциями не добыто.
Данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости мирового судьи при рассмотрении дела, судьи межрайонного суда при рассмотрении жалобы, не представлено, каких-либо неустранимых сомнений в виновности заявителя в материалах дела также не имеется. Таким образом, принцип презумпции невиновности при производстве по делу об административном правонарушении нарушен не был.
Приведенные выше и иные доводы жалобы аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе судебного разбирательства, установленные обстоятельства и выводы о виновности Коваль А.Г. в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Дело об административном правонарушении мировым судьей рассмотрено с участием Коваль А.Г. и его защитника Галлямовой Э.Т, жалоба судьей городского суда рассмотрена с участием защитника Галлямовой Э.Т, при надлежащем извещении Коваль А.Г. (л.д.46).
Обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного административного правонарушения в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, не усматривается.
Наказание Коваль А.Г. назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
Вместе с тем судебные акты подлежат изменению.
Санкцией ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ конфискация предмета административного правонарушения предусмотрена в качестве обязательного дополнительного наказания.
Мировой судья, назначая Коваль А.Г. наказание, мотивировал необходимость назначения обязательного дополнительного наказания в виде конфискации изъятого оружия марки "ИЖ-58 МА", 12 калибра, N А26648, но в резолютивной части ошибочно указал об уничтожении предмета административного правонарушения - "оружия марки "ИЖ-58 МА",
12 калибра, N А26648", что является основанием для изменения обжалуемых судебных актов.
Данное обстоятельство на доказанность вины Коваль А.Г. в совершении вмененного административного правонарушения не влияет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
постановление мирового судьи судебного участка N 7 по
г. Стерлитамаку Республики Башкортостан от 16 октября 2017 года и решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Коваль Антона Геннадьевича изменить, вместо "изъятое оружие марки "ИЖ-58 МА",
12 калибра, N А26648 - уничтожить", указать "изъятое оружие марки "ИЖ-58 МА", 12 калибра, N А26648 конфисковать в собственность субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан".
В остальной части постановление мирового судьи и решение судьи оставить без изменения, жалобу Коваль А.Г. - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Заместитель председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан З.У. Латыпова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.