Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Созаева С.А.,
при секретаре Отарове А.М,
с участием представителей Кавказского управления Ростехнадзора - Бечеловой А.X. и Тришкина А.В, представителя АО "Газпром газораспределение Нальчик" - Алоева М.Х,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Кавказского управления Ростехнадзора - Бечеловой А.X. на постановление судьи Нальчикского городского суда КБР от 23 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении АО "Газпром газораспределение Нальчик",
УСТАНОВИЛ:
27 декабря 2017 года государственным инспектором отдела общепромышленного и горного надзора по КБР Беркетовым А.А. в отношении АО "Газпром газораспределение Нальчик" (далее Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ по признаку - не информирование федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальный орган (Кавказское управление Ростехнадзора) об аварии на опасном производственном объекте, произошедшем 19 декабря 2017 года в 11 час. 10 мин. в Чегемском районе КБР на 6км автодороги местного значения Чегем-2-Лечинкай - повреждении газопровода высокого давления.
Постановлением судьи Нальчикского городского суда КБР от 23 июля 2018 года производство по делу в отношении АО "Газпром газораспределение Нальчик" прекращено за отсутствием в действиях общества названного состава административного правонарушения.
В жалобе, поступившей в Верховный Суд КБР, представитель Кавказского управления Ростехнадзора - Бечелова А.X. просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование незаконности обжалуемого судебного постановления заявитель указал, что в результате повреждения газопровода высокого давления произошел неконтролируемый выброс опасных веществ, что подтверждается актом согласования объемов аварийных потерь N61 от 19 декабря 2017 года и актом комиссии АО "Газпром газораспределение Нальчик" от 27 декабря 2017 года. Установлено, что объем потерь газа составил 4858 куб.м, из которых объем аварийного выброса газа составил 0,145 тыс. куб.м, расход газа на проведение аварийно-восстановительных работ составил 4713 куб.м, однако Общество не направило об этом оперативное сообщение в Ростехнадзор. В силу изложенного заявитель полагает, что названные документы были достаточным основанием для квалификации произошедшего события как авария и привлечения АО "Газпром газораспределение Нальчик" к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителей Кавказского управления Ростехнадзора - Бечелову А.X. и Тришкина А.В, поддержавших доводы жалобы, возражения представителя АО "Газпром газораспределение Нальчик" - Алоева М.Х, полагавшего решение суда законным, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно абзацу 24 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население
об аварии на опасном производственном объекте.
В статье 1 этого закона дано разъяснение понятий, используемых в целях настоящего Федерального закона: авария - это разрушение сооружений и (или) технических устройств. применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса.
В силу статьи 12 названного Федерального закона от 21 июля 1997 года N11б-ФЗ по каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин (часть 1 статьи 12). Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа. В состав комиссии также включаются: представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект; представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; представители страховщика, с которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 12).
Порядок проведения технического расследования причин вреда аварии и оформления акта технического расследования причин аварии устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (часть 8 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ).
Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 года N480 (в редакции от 15 августа 2017 года) утвержден Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору (далее - Служба) (далее - Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, проводит ряд мероприятий, в том числе: передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента в территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистернах, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.); Передача оперативного сообщения о происшедшей аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется по факсу, электронной почтой или иным способом, обеспечивающим своевременное информирование о происшедшем (абзац второй пункта 3);
В соответствии с пунктом 8 Порядка руководитель территориального органа Службы, осуществляющего надзор за объектом, на котором произошла авария, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения, в течение 24 часов с момента получения оперативного сообщения об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения проверяет достоверность и передает с использованием информационных систем информацию об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в оперативную диспетчерскую службу Службы.
Названным Порядком установлена процедура проведения технического расследования причин аварии и инцидентов на опасных производственных объектах, причин аварий гидротехнических сооружений (раздел II).
В силу пункта 10 Порядка техническое расследование причин
аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Службы или ее территориального органа. Комиссия по техническому расследованию причин аварии назначается в зависимости от характера и возможных последствий аварии приказом Службы или ее территориального органа в срок не позднее 24 часов после получения оперативного сообщения об аварии. Комиссия по техническому расследованию незамедлительно с даты подписания приказа приступает к работе и в течение 30 календарных дней составляет акт технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении, оформленный по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, и готовит другие необходимые материалы, перечисленные в пункте 24 настоящего Порядка (пункт 14 Порядка).
Расследование причин
инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ проводится в ином порядке.
В силу пункт 33 Порядка для расследования причин инцидентов приказом руководителя организации, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, создается комиссия. Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются актом по форме, установленной организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект. Акт должен содержать информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе о вреде, нанесенном окружающей среде, а также о мерах по устранению причин инцидента (пункт 34 Порядка).
В соответствии с 35 Порядка не реже одного раза в квартал в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о происшедших инцидентах.
Территориальные органы Службы в процессе проведения надзорной деятельности осуществляют контроль учета инцидентов на поднадзорных Службе объектах, проверку правильности проведения расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований, и контролируют выполнение в установленные сроки запланированных профилактических мероприятий.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 19 декабря 2017 года в 9 часов 32 минуты в аварийно-диспетчерскую службу АО "Газпром газораспределение Нальчик" Филиал в Чегемском районе поступило сообщение о том, что на 6-м км трассы с.Чегем-2 - Лечинкай в результате несогласованных земляных работ поврежден магистральный газопровод высокого давления диаметром 219мм (л.д. 28 т. 1).
При проведении аварийно-спасательных работ силами сотрудников Филиала АО "Газпром газораспределение Нальчик" в Чегемском районе в 10 часов 00 минут аварийный участок был отсечен методом закрытия задвижек с обоих концов. Без газа остались ресторан "Лашин", АЗС "Роснефть", птичник, зерносушилка, РЭС, а также жители с. Лечинкай в количестве 75 абонентов. После завершения восстановительных работ пуск газа произведен в 18 часов 30 минут 19 декабря 2017 года (л.д. 28,29 т.1).
В тот же день, 19 декабря 2017 года, руководством Филиала АО "Газпром газораспределение Нальчик" в Чегемском районе издан приказ N71 о создании комиссии по расследованию инцидента, произошедшего 19 декабря 2017 года.
25 декабря 2017 года указанной комиссией составлен акт технического расследования причин инцидента, произошедшего 19 декабря 2017 года. Комиссия пришла к выводу, что причиной инцидента послужил прокол газопровода гидромолотом при проведении земляных работ водителем трактора Абубакаровым М.М.
Также установлен экономический ущерб от инцидента: сумма затрат на восстановление газопровода составила 166 тысяч 512 рублей 54 копейки; стоимость потери газа - 30 тысяч 435 рублей 73 копейки (л.д. 38-39, т.3).
27 декабря 2017 года комиссией АО "Газпром газораспределение Нальчик" составлен акт, утвержденный исполнительным директором АО "Газпром газораспределение Нальчик" и согласованный с главным бухгалтером Общества, на списание объема природного газа в результате потерь при повреждении газопровода 19 декабря 2017 года в с. Лечинкай на 6 км трассы "Чегем-2 - Лечинкай". Согласно названному акту объем потерь составил 4858 куб.м. на сумму 30435,73 рубля (в том числе НДС), из них: - объем аварийного выброса газа - 0,147 тыс. куб.м.; расход газа на проведение аварийно-спасательных работ - 4713 куб.м. (л.д. 40, т.3).
Из материалов дела также усматривается, что 19 декабря 2017 года в 16 часов 04 минуты на сайт Кавказского управления Ростехнадзора поступило информационное донесение от 19 декабря 2017 года N ФКУ "Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по КБР" (далее - ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по КБР") о полученной в 11 часов 00 минут 19 декабря 2017 года на пульт СОД ЦУКС ГУ МЧС России по КБР информации о повреждении газопровода высокого давления 219 мм на 6-м км автодороги с.Чегем-2 - Лечинкай (л.д. 14-17т.2).
20 декабря 2017 года начальник отдела ОП и ГН Кавказского управления Ростехнадзора Тришкин А.В. служебной запиской уведомил Заместителя Кавказского управления Ростехнадзора Бифова Б.Х. о получении названного информационного донесения ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по КБР".
В деле имеется также копия информационного донесения ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по КБР" от 19 декабря 2017 года N с датой передачи по факсу и регистрацией в Кавказском управлении Ростехнадзора 27 декабря 2017 года (л.д.5 т.1).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции признал установленным, что АО "Газпром газораспределение Нальчик" не уведомило территориальный орган Ростехнадзора о повреждении (проколе) газопровода высокого давления на трассе Чегем-2 - Лечинкай, самостоятельно произвело расследование произошедшего случая как инцидент и оформило результаты расследования в соответствии с пунктами 32-35 Порядка.
В то же время, ни 19 декабря 2017 года, то есть в день поступления на сайт Кавказского управления Ростехнадзора информационного донесения ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по КБР" N от 19 декабря 2017 года, ни позже территориальным органом Ростехнадзора не было принято решение о создании специальной комиссии по техническому расследованию названного случая, техническое расследование причин повреждения (прокола) газопровода высокого давления на трассе с.Чегем-2 - Лечинкай не проведено, акт технического расследования причин произошедшего не составлен.
Исходя из этого суд пришел к выводу, что в деле отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие, что событие, произошедшее 19 декабря 2017 года на газопроводе высокого давления на 6-м км. трассы с.Чегем-2 - Лечинкай, является
аварией. Таким допустимым доказательством являлся бы акт по результатам технического расследования причин аварии, поскольку такие выводы (такая квалификация события) могли быть изложены только в указанном акте, составленной специальной комиссией Ростехнадзора.
С выводами суда следует согласиться.
Как указано выше, значение понятий "авария" и "инцидент" определены в статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов: авария - это разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса.
Доводы представителей Ростехнадзора о том, что неконтролируемый выброс опасных веществ в любом случае подлежит квалификации как авария, опровергаются как сложившейся правоприменительной практикой, так и специальными нормативными актами.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" авария на опасном объекте - повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, утечка, выброс опасных веществ, обрушение горных пород (масс), отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта
и повлекли причинение вреда потерпевшим.
Данные о причинении вреда потерпевшим выбросом газа 19.12.2017 года в с.Лечинкай в материалах дела отсутствуют.
В 2015-2017г.г. произошло более 50 случаев нарушения целостности газопроводов в КБР, при этом происходила утечка газа и значительная их часть квалифицирована как инцидент, о чем представлялась соответствующая информация в Ростехнадзор. Данные о том, что административный орган был не согласен с такой квалификацией, в том числе и в связи с объемом утраченного газа, суду не представлено (л.д. 89-172 т.1).
Таким образом, правовой определенности в определении критериев для квалификации выброса опасных веществ как авария или инцидент, в рассматриваемый период не было.
Приказом Ростехнадзора от 24 января 2018 года N29 утверждено Руководство по безопасности "Методические рекомендации по классификации техногенных событий в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса". В таблице N 2 приложения N 4 к указанному Руководству представлены пороговые количества выбросов опасных веществ, транспортируемых по линейной части магистральных газопроводов, нефте - и нефтепродуктопроводов, промысловых трубопроводов, продуктопроводов и сетей газораспределения/ газопотребления, без нарушения условий жизнедеятельности, устанавливаемых в соответствии с Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 г. N 795, с изменениями на 14 июля 2016 г. (зарегистрирован в Минюсте России 11 марта 2012 г, регистрационный N 23433).
Согласно приведенным в таблице значениям аварией признается выброс опасных веществ природного газа, транспортируемого по магистральному газопроводу вне населенных пунктов 10000 куб.метров и более, при транспортировке природного газа по сетям газораспределения/газопотребления вне населенных пунктов - 100 куб.метров и более. Если выбросы произошли в населенном пункте - то пороговые значения другие.
Таким образом, выброс опасных веществ в результате повреждения газопровода подлежит квалификации как авария или инцидент в зависимости от вида газопровода, места его прохождения, объёма выброса.
Однако приказ Ростехнадзора от 24 января 2018 года N29, четко разграничивший понятия авария и инцидент, издан после рассматриваемых событий, произошедших 19 декабря 2017года.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, суду не представлены допустимые доказательства, в том числе и предусмотренные названным Руководством, позволяющие оценить выброс газа 19 декабря 2017года с. Лечинкай на 6 км. трассы "Чегем-2 - Лечинкай" как аварию.
Нельзя также согласиться с доводами представителей Кавказского управления Ростехнадзора о том, что информация о случившемся, независимо от того авария это, или инцидент, должна была быть направлена Обществом в Службу
в виде оперативного сообщения, и что неисполнение этого требования образует состав административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Объективная сторона вмененного АО "Газпром газораспределение Нальчик" административного правонарушения с учетом положений части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и абзаца 24 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ от 21 июля 1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" выражается в бездействии: в непредставлении в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальный орган информации
об аварии на опасном производственном объекте.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении от 27 декабря 2017 года, АО "Газпром газораспределение Нальчик" вменяется невыполнение требований пункта 1 статьи 9 ФЗ от 21 июля 1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" - не информирование федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальный орган (Кавказское управление Ростехнадзора)
об аварии на опасном производственном объекте, произошедшей 19 декабря 2017 года.
В связи с этим и принимая во внимание вышеизложенное, следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, неисполнение обязанности по предоставлению информации об инциденте, Обществу не вменялось, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, не образует.
Суд не вправе выйти за пределы предъявленного Обществу обвинения, изложенного в протоколе об административном правонарушении.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения постановления судьи Нальчикского городского суда КБР от 23 июля 2018 года, с учетом доводов жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Нальчикского городского суда КБР от 23 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении АО "Газпром газораспределение Нальчик", оставить без изменения, жалобу представителя Кавказского управления Ростехнадзора - Бечеловой А.X. - без удовлетворения.
Судья С.А. Созаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.