Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Вологиров А.Ж.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дауровой А.Х,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Чуркина Э.Н. на постановление судьи Лескененского районного суда КБР от 06.09.2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чуркина Эрнеста Николаевича, 12..10.1974 года рождения, гражданина Республики Армения, проживающего по адресу: "адрес", в настоящее время пребывающего в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по КБР, расположенном по адресу: РФ, КБР, "адрес",
установил:
06.09.2018 года УУП ОП "Лескенский" МО МВД России "Урванский" ст.лейтенантом полиции Абазовым М.А. был составлен протокол об административном правонарушении ФЛ N, из которого следует, что примерно в 1 час 50 минут 06.09.2018 года на ФКПП "Урух" сотрудниками полиции выявлен гражданин Республики Армения Чуркин Э.Н, пребывающий в нарушение ст.5 ФЗ N115 от 25.07.2002 года "О правовом положении иностранных граждан в РФ" на территории РФ без документов, подтверждающих его право на такое пребывание (проживание).
Описанные действия Чуркина Э.Н. должностным лицом административного органа квалифицированы по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
В соответствии с постановлением судьи Лескенского районного суда КБР от 06.09.2018 года Чуркин Э.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в связи с чем подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей с административным выдворением за пределы РФ. Кроме того, судья постановилпоместить Чуркина Э.Н. до принудительного административного выдворения за пределы РФ в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по КБР, расположенный по адресу: КБР, "адрес", 11.
12.09.2018 года Чуркин Э.Н. оспорил постановление судьи Лескенского районного суда КБР в Верховный Суд КБР в порядке ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ.
В поступившей 13.09.2018 года в Верховный Суд КБР жалобе содержится просьба постановление судьи от 06.09.2018 года отменить, а производство по делу прекратить.
В обоснование автор жалобы указал, что является гражданином Республики Армения, на период до 04.07.2019 года трудоустроенным на территории РФ. Соответственно, по правилам Договора "О Евразийском экономическом союзе" срок его временного законного пребывания (проживания) на территории РФ до настоящего времени не истек. 05.09.2018 года ему сообщили о болезни матери, в связи с чем он принял вынужденное решение о возвращении в Армению. По дороге домой на посту ФККП "Урух" его задержали сотрудники полиции и составили протокол об административном правонарушении, с которым он согласился, поскольку полагал, что после оплаты штрафа сразу же продолжит путь домой. Однако, приняв во внимание отсутствие у него при себе документов, подтверждающих законность пребывания на территории РФ, судья назначил ему наказание в виде принудительного административного выдворения за пределы РФ.
Будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения жалобы, Чуркин Э.Н. и представитель административного органа в судебное заседание не явились и об его отложении не ходатайствовали. В связи с этим, на основании ст.ст.25.1, 25.15 КоАП РФ судьей определено рассмотреть дело по жалобе в их отсутствие.
Исследовав поступившие материалы и изучив доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, 07.06.2018 года гражданин Армении Чуркин Э.Н. въехал в Российскую Федерацию через контрольно-пропускной пункт "Верхний Ларс" в порядке, не требующем получения визы.
06.09.2018 года при проверке документов пассажиров транспортного средства, следовавшего в Республику Армению, на ФКПП "Урух" сотрудники МВД по РФ пришли к выводу, что у Чуркина Э.Н, общий срок пребывания которого в РФ, установленный ст.5 ФЗ N115 от 25.07.2002 года в 90 суток, к указанной дате уже истек, не имелось при себе документов, подтверждающих законность его пребывания в РФ.
В связи с этим в отношении Чуркина Э.Н. сотрудником полиции был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, конкретно выразившемся в отсутствии у иностранного гражданина документов, подтверждающих его право на пребывание в РФ.
Соглашаясь с выводом о виновности привлеченного лица в совершении правонарушения, но в форме уклонения от выезда по истечении определенного срока пребывания, судья Лескенского районного суда КБР указал, что Чуркин Э.Н. нарушил положения ст.20 ФЗ N109 от 18.07.2006 года "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданстсва в РФ", обязывающие иностранных граждан встать на учет по месту пребывания, а также ст.5 ФЗ N115 от 25.07.2002 года о том, что срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, по истечении которых такой гражданин обязан выехать за пределы РФ.
Между тем, признать этот вывод обоснованным нельзя.
Нарушение иностранным гражданином правил миграционного учета образует состав иного правонарушения, а именно предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ.
В тоже время, наличия в действиях (бездействии) Чуркина Э.Н. состава такого правонарушения с достоверностью не усматривается, поскольку из уведомления поданного стороной, принимавшей в РФ данного гражданина Армении, следует, что до 04.09.2018 года включительно Чуркин Э.Н. состоял на учете в соответствующем подразделении МВД РФ по г.Армавиру (л.д.10). При этом фактически задержан он был в КБР в ночь с 5 на 6 сентября 2018 года, когда в качестве пассажира автомобиля направлялся из Краснодарского края в Республику Армения.
Кроме того, законная возможность переквалифицировать действия (бездействие) Чуркина Э.Н. и признать его виновным по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ по делу изначально отсутствует, так как событие правонарушения, описанное в протоколе ФЛ N, не содержит конкретных ссылок на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении иностранным гражданином правил миграционного учета.
Исходя из положений Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ, к числу документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в РФ, относятся миграционная карта и патент.
Миграционная карта с отметкой о дате въезда в РФ у Чуркина Э.Н. при себе имелась и была им представлена сотрудникам полиции, проверявшим документы.
При этом, то обстоятельство, что ее обладатель не покинул территорию РФ по истечении 90 суток, предусмотренных ст.5 Федерального Закона N115 от 25.07.2002 года, об отсутствии у него по состоянию на 06.09.2018 года законного права на пребывание в РФ само по себе не свидетельствовало.
Вопреки выводам должностных лиц МО МВД России "Урванский" и судьи Лескенского районного суда КБР, отсутствие у Чуркина Э.Н. в момент проверки при себе документов, подтверждавших его право на пребывание на территории РФ, на незаконность его нахождения на территории РФ с очевидностью не указывало и состава правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, не образовывало.
В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
При этом ст.1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения "О взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения" от 25.09.2000 года установлено, что граждане государства одной Стороны могут въезжать, выезжать, передвигаться и пребывать на территории государства другой Стороны без виз по одному из документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев.
В соответствии же с п.п.1, 2, 5 и 9 ст.97 Договора "О Евразийском экономическом союзе" от 29.05.2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных данным Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг). В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.
При этом Федеральным Законом от 22.12.2014 года N420-ФЗ ратифицирован подписанный 10.10.2014 года Договор "О присоединении Республики Армения к "Договору о Евразийском экономическом союзе" от 29.05.2014 года. Соответственно, на территории РФ он уже действует.
Анализируя содержание приведенных, взаимосвязанных правовых норм, прихожу к выводу, что граждане Республики Армении, прибывшие в порядке, не требующем получения визы, и трудоустроившиеся в соответствии с действующими правилами в РФ, вправе находиться на ее территории в течение всего срока действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ (услуг), даже если этот срок превышает 90 дней.
При этом по смыслу Договора "О Евразийском экономическом союзе" от 29.05.2014 года обязанность приобретать и иметь при себе патент на временное осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации у граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии отсутствует.
Таким образом, одним из обстоятельств, имевших значение для правильного разрешения дела и подлежавших в силу ст.26.1 КоАП РФ установлению должностными лицами МО МВД России "Урванский" и судьей Лескенского районного суда КБР, являлось наличие или отсутствие у Чуркина Э.Н. на 06.09.2018 года действующих трудовых или гражданско-правовых отношений с работодателем или заказчиком работ (услуг), являющимся резидентом РФ.
Однако, как следует из материалов дела, обозначенное обстоятельство в ходе производства и рассмотрения настоящего дела должным образом не выяснялось и не проверялось; реальная возможность представить необходимые документы Чуркину Э.Н. не предоставлялась.
В тоже время, вместе с жалобой в Верховный Суд КБР поступили копии документов, подтверждающих факт заключения 22.06.2018 года Чуркиным Э.Н. с гражданином РФ Гаспаряном Э.О. зарегистрированного 06.07.2018 года в ИФНС России N13 по Краснодарскому краю гражданско-правового договора на выполнение работы водителя сроком до 04.07.2019 года (л.д.32).
Таким образом, дополнительно представленными доказательствами подтверждается объективное существование, а, следовательно, и наличие у Чуркина Э.Н. документов, свидетельствующих о том, что по состоянию на 06.09.2018 года на территории РФ он находился на законных основаниях.
В тоже время, необходимо отметить, что Чуркин Э.Н. не может и не должен нести ответственность за то, что о существовании упомянутого гражданско-правового договора органы внутренних дел РФ, компетентные по вопросам миграционного контроля, в установленном порядке своевременно уведомлены не были, поскольку Приказом МВД РФ от 10.01.2018 N 11 "О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность осуществлять такое уведомление возложена не на иностранных гражданин - работников, а на их работодателей или заказчиков услуг.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении при наличии к тому оснований выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Лескенского районного суда КБР от 06.09.2018 года, вынесенное в отношении Чуркина Эрнеста Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по данному делу - прекращению на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу Чуркина Эрнеста Николаевича удовлетворить.
Постановление судьи Лескенского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.09.2018 года, вынесенное в отношении Чуркина Эрнеста Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Гражданина Республики Армения Чуркина Эрнеста Николаевича, 12.10.1975 года рождения, из Центра временного содержания иностранных граждан МВД по КБР, расположенного по адресу: РФ, КБР, "адрес", освободить.
Настоящее решение вступает в законную силу и подлежит исполнению с момента его провозглашения.
Судья Верховного Суда
Кабардино-Балкарской Республики А.Ж.Вологиров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.