Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего Кучукова О.М.
Судей Хамирзова М.Х. и Мисхожева М.Б,
при секретаре Абазове Э.А.
с участием Шукаева A.M, Шукаевой Ф.М, ее представителя - адвоката Евгажукова Х.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мисхожева М.Б. гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике к Шукаеву А.М, Шукаевой Ф.М, Шукаеву Т.А. и Шукаевой Л.А. о выселении из жилого помещения,
по апелляционным жалобам Шукаева A.M. и Шукаевой Ф.М. на решение Нальчикского городского суда КБР от 29 мая 2018 года,
установила:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту УФСИН России по КБР) обратилось в суд с иском к Шукаеву A.M, Шукаевой Ф.М, Шукаеву Т.А. и Шукаевой Л.А, в котором просило выселить ответчиков из занимаемого ими служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 31 марта 2016 года Шукаев A.M. обратился с рапортом в УФСИН России по КБР о его постановке на очередь на получение служебного жилья с составом семьи из четырех человек.
12 апреля 2016 года жилищная комиссия УФСИН России по КБР рассмотрела рапорт Шукаева A.M. и постановилапредоставить на период прохождения службы Шукаеву A.M. служебное жилое помещение - трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес", находящуюся в оперативном управлении истца.
По результатам проведенной в период времени с 13 февраля по 6 марта 2017 года ревизии финансово-хозяйственной деятельности УФСИН России по КБР были выявлены допущенные жилищной комиссией нарушения
требований действующего законодательства, определяющих порядок предоставления сотрудникам УФСИН служебных жилых помещений.
В силу допущенных нарушений у жилищной комиссии отсутствовали основания для предоставления Шукаеву A.M. служебного жилого помещения.
Ответчик и члены его семьи были уведомлены о необходимости освобождения служебного жилого помещения, однако добровольно ответчик указанное требование не исполнил, в связи с чем он и члены его семьи подлежат выселению из спорной квартиры.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 29 мая 2018 года иск УФСИН России по КБР удовлетворен. Шукаев A.M, Шукаева Ф.М, Шукаев Т.А. и Шукаева Л.А. выселены из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Не согласившись с решением суда, считая его незаконным, Шукаевым A.M. и Шукаевой Ф.М. поданы апелляционные жалобы об отмене состоявшегося судебного акта.
Жалобы Шукаева A.M. и Шукаевой Ф.М, идентичные по своему содержанию, мотивированы тем, что, принимая обжалуемое решение, суд признал, что спорное жилое помещение является служебным.
Однако, такой вывод нельзя признать основанным на требованиях статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку спорное жилое помещение не было переведено в разряд специализированных.
Материалами дела подтверждено, что квартира была предоставлена ему Местной администрацией городского округа Нальчик в соответствии с постановлением N от 13 мая 2016 года по ходатайству УФСИН России по КБР на основании принятого жилищной комиссией решения. При этом, указанное постановление органа местного самоуправления в настоящее время является действующим.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец в качестве оснований требований о выселении ссылался на выявленные нарушения, допущенные жилищной комиссией при предоставлении ему жилого помещения.
Указанные доводы истца нельзя признать правомерными, поскольку по состоянию 2016 года и в настоящее время спорная квартира не имеет статуса служебного жилого помещения. Многоквартирный дом по "адрес" в "адрес" передан в оперативное управление УФСИН России по КБР на основании решения Арбитражного суда КБР только в 2017 году.
В переводе указанного многоквартирного дома в специализированный жилищный фонд истцу было отказано в виду наличия обременения в связи с проживанием в жилых помещениях работников УФСИН и членов их семей.
Кроме того, судом не были учтены положения жилищного законодательства о том, что не подлежат выселению из служебного жилого помещения лица, проработавшие в организации, предоставившей служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Заслушав доклад судьи Мисхожева М.Б, изучив материалы дела, обсудив апелляционные жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при разрешении настоящего спора допущено не было.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Шукаев A.M. проходил службу в уголовно-исполнительной системе России по Кабардино-Балкарской Республике.
В соответствии с приказом УФСИН России по КБР от 15 октября 2012 года N-лс Шукаев A.M. был уволен со службы по пункту "К" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел, то есть за грубое нарушение служебной дисциплины.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии УФСИН России по КБР от 12 апреля 2016 года Шукаеву A.M. было предоставлено служебное жилое помещение общей площадью 76.3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Из указанного протокола следует, что основанием предоставления Шукаеву A.M. спорного жилого помещения явился его рапорт.
Этим же протоколом установлено, что на момент обращения с рапортом в жилищную комиссию Шукаев A.M. проживал в служебном жилом помещении общей площадью 25.9 кв.м, расположенном в этом же многоквартирном доме.
13 мая 2016 года главой администрации городского округа Нальчик принято постановление N об утверждении решения Центральной жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по КБР о предоставлении в качестве служебной трехкомнатной квартиры Шукаеву A.M. на состав семьи из четырех человек.
Пунктом 2 названого постановления органа местного самоуправления Шукаеву A.M. указано на необходимость заключения договора найма специализированного жилого помещения с УФСИН России по КБР.
Разрешая настоящий спор, и удовлетворяя исковые требования УФСИН России по КБР, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для выселения ответчиков из занимаемого ими служебного
жилого помещения, поскольку спорное жилое помещение было предоставлено ему в нарушение установленных действующим законодательством требований, устанавливающих порядок предоставления служебного жилья сотрудникам УФСИН, осуществляющим трудовую деятельность в уголовно-исполнительной системе на основании трудового контракта.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Оценивая доводы жалобы ответчиков, полагавших, что спорное жилое помещение не относилось к числу служебных на момент его предоставления, Судебная коллегия приходит к выводу об их несостоятельности.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы в Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
В соответствии с приложением N к данному Постановлению к объектам государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) относятся в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Спорная квартира, как это следует из содержащихся в материалах дела выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является собственностью Российской Федерации, находящейся в оперативном управлении УФСИН России по КБР.
Основанием внесения в ЕГРП записей о правах на спорную квартиру явилось решение Арбитражного суда КБР от 21 декабря 2016 года.
Названным судебным актом был удовлетворен иск УФСИН России по КБР о признании права собственности Российской Федерации права оперативного управления УФСИН России по КБР в отношении недвижимого имущества, квартир с номерами с 1 по 27, расположенных по адресу: "адрес".
Арбитражным судом КБР было установлено, что 27 августа 2002 года Министерством земельных и имущественных отношений Кабардино-
Балкарской Республики издано распоряжение N, которым Министерство
изъяло государственное имущество Кабардино-Балкарской Республики - трехэтажное здание, расположенное по адресу: "адрес", находящееся в оперативном управлении Учебно-производственного комбината, закрепив его на праве безвозмездного, бессрочного пользования за УИН Минюста России по КБР. Акт приема-передачи названного имущества подписан 2 сентября 2002 года представителями Учебно-
производственного комбината и УИН Минюста России по КБР и утвержден Министерством 5 сентября 2002 года.
Постановлением главы администрации г.Нальчика от 30 мая 2003 года N УИН Минюста России по КБР разрешена реконструкция указанного административно-производственного здания под жилой дом.
27 апреля 2012 года Совет местного самоуправления городского округа Нальчик принял решение за N "О безвозмездной передаче 27-квартирного жилого дома, расположенного по "адрес" в "адрес", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике из муниципальной собственности городского округа Нальчик в Федеральную собственность Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции действовавшей на момент передачи УИН Минюста России по КБР многоквартирного дома, расположенного по "адрес", в "адрес", на праве бессрочного пользования (02.09.2002 год), право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года N "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Исходя из вышеприведенных требований закона, а также с учетом того, что УФСИН России по КБР не имеют жилищного фонда социального использования, Судебная коллегия приходит к выводу о правомерности вывода суда первой инстанции о том, что спорное жилое помещение является
служебным, которое подлежит предоставлению гражданам в случаях, установленных жилищным законодательством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N-
ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена категория лиц, которые не могут быть выселены из занимаемых ими служебных помещений без предоставления им другого жилья.
Шукаев A.M. к этой категории лиц не относится.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела, поскольку Шукаев A.M. к категории лиц, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не относится, у жилищной комиссии УФСИН России по КБР отсутствовали правовые основания для предоставления в 2016 году Шукаеву A.M, уволенному со службы в 2012 году, спорного служебного жилого помещения.
В связи с этим, требования УФСИН России по КБР об освобождении занимаемого служебного жилого помещения и выселении ответчиков, коллегия признает основанными на законе.
Нельзя признать основанными на нормах действующего законодательства доводы жалобы о невозможности выселения ответчиков из спорной квартиры в связи с тем, что Шукаев A.M. имеет общий стаж, превышающий 10 лет.
Как следует из поданных ответчиками жалоб, такое требование, устанавливающее запрет выселения из служебного жилого помещения работника, имеющий стаж не менее 10 лет, установлен статьей 107 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем, положения статьи 107 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают порядок предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N утверждено Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 28 названного Типового положения предусмотрено, что не подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Однако нормы Типового положения не распространяют свое действие на правоотношения, возникающие по жилищным спорам, стороной по которым является Федеральная служба исполнения наказаний России.
Таким образом, при проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке Судебная коллегия не установиланарушений норм материального и процессуального законодательства, являющихся основанием к отмене решения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы, приведенные в обжалуемом судебном акте, а потому основанием к отмене решения суда первой инстанции не являются.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 29 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Шукаева A.M. и Шукаевой Ф.М. - без удовлетворения.
Председательствующий О.М. Кучуков
Судьи М.Х. Хамирзов
М.Б. Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.