Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Савкуева З.У.
судей Думаева А.Б. и Вологирова А.Ж.
при секретаре Сокурове Р.И.
с участием: представителя административного истца Карданова А.М, - Кунижева А.А, действующего на основании доверенности N N от 23 августа 2018 года, представителя административного ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии КБР - Аджиевой А.М, действующей на основании доверенности N от 11 января 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Думаева А.Б. административное дело по административному исковому заявлению Карданова А.М. к Министерству природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики о признании незаконными Решения N от 19 января 2018 года, Приказа N от 19 января 2018 года и протокола N от 19 января 2018 года и возложении обязанности, по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии КБР на решение Баксанского районного суда КБР от 16 марта 2018 года,
установила:
Карданов А.М. обратился суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и экологии КБР о признании незаконными: решения N от 19.01.2018 года Министерства природных ресурсов и экологии КБР; приказа N от 19.01.2018 года Министерства природных ресурсов и экологии КБР; протокола N от 19 января 2018 года, которыми ему отказано в заключении договора аренды земельного участка.
Мотивируя заявленные требования, истец указал, что на основании договора N от 2 августа 2004 года ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные на территории государственного казенного учреждения "Баксанское лесничество", Заюковское участковое лесничество, "адрес" по адресу: КБР, "адрес", и в силу положений п.4 ч.3 ст. 73.1 Лесного кодекса РФ испрашиваемый им в аренду лесной участок должен был быть предоставлен ему без проведения аукциона. Оспариваемые решения органа государственной власти противоречат указанной норме и одновременно с этим нарушают его права.
Решением Баксанского районного суда КБР от 16 марта 2018 года решение N от 19.01.2018 года и приказ N от 19.01.2018 года Министерства природных ресурсов и экологии КБР признаны незаконными.
На ответчика возложена обязанность заключить с Кардановым А.М. договор аренды испрашиваемого лесного участка, находящегося в государственной собственности без проведения аукциона.
Требования о признании протокола N от 19.01.2018 года оставлены без рассмотрения.
В апелляционной жалобе представитель Министерства природных ресурсов и экологии КБР Аджиева А.М. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу решения суда и принятии нового.
В жалобе указывается, что по условиям договора купли-продажи заключенного с истцом, последним не были исполнены условия договора в части сохранения статуса приобретенного имущества как детского оздоровительного лагеря.
Дело в порядке ст. 150 КАС РФ рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного административного истца Карданова А.З.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной представителем административного ответчика Аджиевой А.М, выслушав представителя административного истца Кунижева А.А, просившего оставить решение без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель является собственником недвижимого имущества, расположенного на территории государственного казенного учреждения "Баксанское лесничество", Заюковское участковое лесничество и в силу положений п.4 ч.3 ст. 74 Лесного кодекса РФ договоры аренды с собственниками зданий, сооружений и помещений заключаются без проведения аукциона.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они недостаточно мотивированы и не подтверждены имеющимися в деле доказательствами, а иные имеющиеся в деле доказательства не получили оценки в решении по правилам ст. 84 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
К переданным субъектам Российской Федерацией полномочиям относится предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Соответственно принятие мер для постановки лесных участков на государственный кадастровый учет входит в компетенцию Министерства природных ресурсов и экологии КБР.
В силу ст. 92 Лесного кодекса РФ, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст. 72 Лесного кодекса РФ, Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков. (ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии со ст.ст. 4.6, 4.7 Федерального закона РФ N 201-ФЗ от 4 декабря 2016 года "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации",
внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для уточнения границ земельного участка.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).
Информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно ст. 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", При образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется.
Отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, лесопарка, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества, лесопарка.
Отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
Как следует из положений ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что предоставление испрашиваемого административным истцом в аренду земельного участка, было возможно только лишь в том случае, если он прошел государственный кадастровый учет, подготовлена, согласована и утверждена схема земельного участка с указанием его площади, адреса и кадастрового номера.
Как следует из материалов дела, Карданов А.М. обратился в Министерство природных ресурсов и экологии КБР с заявлением о предоставлении ему в аренду лесного участка без указания всех его индивидуализирующих признаков.
Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии КБР N от 4 сентября 2018 года, полученному по запросу судебной коллегии по административным делам Верховного Суда КБР, лесной участок, об аренде которого заявлено административным истцом, не образован, схема расположения указанного земельного участка отсутствует.
В силу требований ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
В данном случае административным ответчиком указанные выше требования законодательства не выполнены, соответственно, в нарушение пунктов 3, 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность принятого решения, оформленного решением от 19 января 2018 года N, не доказана.
В оспариваемом решении Министерства природных ресурсов и экологии, в качестве основания отказа в удовлетворении заявления Карданова А.М. приведено несоблюдение им условий договора купли продажи объектов недвижимого имущества от 2 августа 2004 года в части сохранения статуса приобретенного им имущества как оздоровительного лагеря для детей и подростков, завершение реконструкции и восстановление объекта для приема детей, предоставление территорий и зданий в распоряжение районного Управления образования для организации ежегодного летнего отдыха детей.
При этом, ни в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции доказательств указанного утверждения представлено не было.
В соответствии с п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что деятельность Министерства природных ресурсов и экологии относится к сфере публичного права.
Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт.
В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан.
К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.
Решение Министерства природных ресурсов и экологии КБР не содержит разъяснений относительно того, какие конкретно документы гражданином в соответствии с законом не представлены для оказания государственной услуги и какие действия он должен совершить.
Отсюда следует, что Кардановым А.М. доказаны основания заявленных им требований о незаконности отказа в предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду без проведения аукциона.
Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требование административного истца о возложении на административного ответчика обязанности заключить с ним договор аренды лесного участка площадью "данные изъяты" га, сроком на 49 лет, находящегося в государственной собственности без проведения аукциона.
При таком положении решение суда в части возложения на административного ответчика обязанности заключить с Кардановым А.М. договор аренды подлежит отмене виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушения и неправильного применения норм материального права, с вынесением по делу в этой части нового решения о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии КБР обязанности повторно рассмотреть заявление Карданова А.М.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Баксанского районного суда КБР от 16 марта 2018 года в части признания незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии КБР N от 19 января 2018 года, приказа Министерства природных ресурсов и экологии КБР N от 19 января 2018 года и оставлении без рассмотрения требования о признании незаконным протокола заседания комиссии N от 19 января 2018 года оставить без изменения.
В остальном решение отменить и принять в этой части новое решение.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии КБР обязанность повторно рассмотреть заявление Карданова А.М. о предоставлении ему в аренду лесного участка площадью "данные изъяты" га, находящегося в государственной собственности без проведения аукциона, расположенного на территории государственного казенного учреждения "Баксанское лесничество", Заюковское участковое лесничество, "адрес" по адресу: КБР, "адрес". в срок 1 месяц со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии КБР обязанность сообщить в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КБР результаты исполнения настоящего определения в указанной части в течение 5 дней с момента его исполнения.
председательствующий: З.У. Савкуев
судьи А.Б. Думаев
А.Ж. Вологиров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.