Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Савкуева З.У.
судей Думаева А.Б. и Вологирова А.Ж.
при секретаре Сокурове Р.И.
с участием представителя административного истца Жилетежевой Ф.Ш. - Евгажукова Х.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жилетежевой Ф.Ш. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике об оспаривании решения и о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике на решение Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 июня 2018 года,
установила:
Будучи собственником земельного участка с кадастровым N и имея намерение постановки на кадастровый учет незавершенного строительством объекта, возведенного ею на данном участке в соответствии с разрешением на его строительство N от 20 февраля 2017 года, выданным ей Местной администрацией Чегемского муниципального района КБР, Жилетежева Ф.Ш. 19 апреля 2018 года обратилась с заявлением о его осуществлении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике.
Ссылаясь на эти обстоятельства и утверждая о том, что решением данного органа регистрации прав N от 27 апреля 2018 года ей было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета упомянутого объекта недвижимости, тогда как предусмотренные законом основания для такого отказа отсутствовали, Жилетежева Ф.Ш. обратилась с административным исковым заявлением в Чегемский районный суд Кабардино-Балкарской Республики. В поданном административном иске, предъявленном к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, она просила признать его указанное решение, незаконным, возложив на данное учреждение обязанность "произвести регистрацию" в отношении указанного незавершенного строительством объекта.
Решением Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 июня 2018 года поданное административным истцом Жилетежевой Ф.Ш. административное исковое заявление удовлетворено полностью.
Не согласившись с состоявшимся по делу решением, административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике подало на него апелляционную жалобу, в которой, просив отменить его и принять новое решение об отказе в удовлетворении указанного административного искового заявления, помимо приведения в ней соответствующих положений действующего законодательства, указало, по сути, следующее.
Не учтя того, что административный истец Жилетежева Ф.Ш. названное решение о приостановлении государственного кадастрового учета не обжаловала и, соответственно, возражений по требованиям, предъявленным соответствующим государственным регистратором прав к документам, представленным для его осуществления, не имеет, тогда как срок для принятия решения об отказе в его осуществлении наступал только 27 июля 2018 года, суд первой инстанции данное должностное лицо, которая приняла оспариваемое по административному делу решение, к участию в нем в качестве административного ответчика не привлек.
Заслушав доклад судьи Савкуева З.У, изучив материалы административного дела, обсудив в отсутствие надлежащим образом извещённых, но не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в нем, доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения на нее представителя административного истца Жилетежевой Ф.Ш. - Евгажукова Х.А, Судебная коллегия приходит к следующему.
Обращаясь в суд с указанным административным исковым заявлением, Жилетежева Ф.Ш. оспаривала названное решение, принятое, как она указывает, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, которое наделено публичными полномочиями.
Поскольку же между ними не могло возникнуть иного правоотношения, учитывая его характер и статус данных лиц, кроме как публичного, настоящее дело, как возникшее из такого отношения, подлежит рассмотрению и разрешению в порядке норм главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя же из части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу приведенных норм процессуального права в их системной связи и с предписаниями частей 9 и 10 статьи 226 КАС Российской Федерации суд, применительно к настоящему делу, может признать оспариваемое решение незаконным лишь при совокупности тех условий, что такое решение принималось и, оно, нарушая права, свободы и законные интересы административного истца, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В то же время, основания и порядок осуществления государственного кадастрового учета недвижимости и (или) государственной регистрации права собственности и иных вещных прав граждан и юридических лиц на него установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из содержания его статей 26, 27 следует, что решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, а, равно, и об отказе в них принимает непосредственно государственный регистратор прав, который, обладая, таким образом, отдельными государственными полномочиями, является, в смысле приведенных норм процессуального права, должностным лицом.
Следовательно, оспариваемое административным истцом Жилетежевой Ф.Ш. решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета упомянутого объекта недвижимости административным ответчиком - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики не принималось и приниматься не могло.
Более того, в материалах административного дела какого-либо решения об отказе в осуществлении названного учета, в том числе и с N от 27 апреля 2018 года, вообще отсутствует, тогда как приложенное административным истцом Жилетежевой Ф.Ш. к поданному ею административному исковому заявлению решение с такими реквизитами принято иным лицом - государственным регистратором прав Юановой Е.Р. и по иному вопросу - о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета упомянутого объекта недвижимости.
Приведенные обстоятельства, сами по себе, свидетельствуют о неверном избрании административным истцом Жилетежевой Ф.Ш. способа защиты нарушенного, по ее мнению, права, и, как следствие, исключает, в смысле приведенных норм процессуального права, возможность проверки соответствия оспариваемого ею решения требованиям закона и, как следствие, признание его незаконным.
По тем же мотивам довод апелляционной жалобы о том, что названная государственный регистратор прав, как лицо, принявшее оспариваемое по настоящему административному делу решение, подлежала участию в нем в качестве административного ответчика основан на неправильном толковании взаимосвязанных предписаний статьи 38 и части 2 статьи 221 КАС Российской Федерации и не соответствует обстоятельствам данного дела, а потому, являясь юридически несостоятельным, отклоняется.
При таких данных и учитывая, что административный истец Жилетежева Ф.Ш. требование об оспаривании указанного решения названной государственного регистратора прав о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в рамках настоящего административного дела не заявляла, а суд, если исходить из взаимосвязанных положений части 1 статьи 178 и пункта 1 части 3 статьи 227 КАС Российской Федерации, не вправе по рассматриваемой категории административных дел выходить за пределы заявленных в их рамках исковых требований, суд первой инстанции неправомерно удовлетворил, как ее требование о признании оспариваемого ею решения незаконным, так и производного от него, если следовать основаниям рассматриваемого административного искового заявления и взаимосвязанным предписаниям пункта 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, ее же исковое требование о возложении на административного ответчика - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике упомянутой обязанности.
Поскольку суд первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела сделал выводы, не соответствующие его обстоятельствам, допустил неправильное применение норм материального права, не применив закон, подлежавший применению, и нарушения вышеприведенных норм процессуального права, которые в своей совокупности привели к неправильному его разрешению, обжалуемое решение является незаконным и необоснованным, в связи с чем, оно, по правилам пунктом 3,4 части 2, пункта 1 части 3 и части 4 статьи 310 КАС Российской Федерации, подлежит отмене.
В связи с тем, что обстоятельства, имеющие значение для дела, подтверждены имеющимися в нём доказательствами, и они достаточны для вывода об отсутствии правовых условий для удовлетворения указанного административного искового заявления, Судебная коллегия находит возможным принять по делу новое решение об отказе в его удовлетворении.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 и статьей 311 КАС Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
Решение Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 июня 2018 года отменить.
Принять по административному делу новое решение. Административное исковое заявление Жилетежевой Ф.Ш. о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета N от 27 апреля 2018 года и возложении на него обязанности по государственной регистрации в соответствии с техническим планом в отношении незавершенного строительством объекта недвижимости, находящегося на земельном участке с кадастровым N, расположенном по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский район, "адрес", оставить без удовлетворения.
председательствующий З.У. Савкуев
судьи А.Б. Думаев
А. Ж. Вологиров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.