Дата вступления в законную силу - 13 сентября 2018 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., рассмотрев 13 сентября 2018 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Зинич Н.В., административное дело по жалобе на постановление судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 сентября 2018 года в отношении
Зильберга Я. Л, "дата" г.р. уроженца "... ", зарегистрированного по адресу: "адрес",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 сентября 2018 года Зильберг Я.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного ареста на срок 5 суток.
Защитник Зильберга Я.Л. - адвокат Семенов Д.А. обратился с жалобой в Санкт-Петербургский городской суд, в которой просит постановление судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 сентября 2018 года отменить, производство по делу прекратить, по следующим основаниям. Отсутствует состав административного правонарушения. Не указано, какие конкретно действия Зильберга Я.Л. повлекли за собой создание препятствий движению, в чем конкретно выражались действия Зильберга, которые создали такие препятствия. Вывод о создании помех движению пешеходов и ТС опровергается исследованными судом доказательствами, а именно видеозаписью, на которой видно, что сотрудники полиции и служебный транспорт перекрыли улицу и не давали людям покинуть улицу; письменными объяснениями и рапортами сотрудников полиции, которые не содержат сведений, что Зильберг Я.Л. создавал помехи движению пешеходов и ТС. Поступившие в отдел полиции обращения граждан не свидетельствует о реальном создании помех движению ТС и пешеходов, а также причинно-следственной связи между ними и действиям Зильберга. Указанные обращения в материалах дела не представлены, а также в документах отсутствуют адреса, ФИО граждан, обратившихся в полицию. В нарушении закона сотрудники полиции не обращались к Зильбергу с просьбой покинуть площадку, на которой его задержали. Суд незаконно ограничил права Зильбрега на свободу и личную неприкосновенность за то, что хотел воспользоваться своим правом на выражение мнения, прибыв на пл.Ленина к месту проведения согласованного митинга. Однако, площадь была перегорожена сотрудниками полиции, в связи с чем Зильберг не смог принять участие в согласованном митинге и решилпокинуть площадку, но был задержан. Судом было нарушено право на справедливое судебное разбирательство: отсутствовали лица, составившее протокол об АП, для поддержания обвинения в процессе; сотрудники полиции, производившие задержание и доставление, написавшие рапорта и объяснения, не вызывались.
Судом не был приглашен прокурор. Зильбергу не была предоставлена квалифицированная юридическая помощь. Нарушено право на свободу выражения мнения, свободу мирных собраний. Нарушены гарантированные ст.10,11 Конвенции о защите человека и основных свобод права. Суд вправе применить ст.2.9 КоАП РФ. Назначенное административное наказание в виде административного ареста не отвечает требованию соразмерности наказания, является суровым.
Зильберг Я.Л. и его защитник Семенов Д.А. в Санкт-Петербургский городской суд не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены, Зильберг Я.Л. не желал участвовать в рассмотрении жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступало, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, в связи с чем считаю, возможным рассмотреть жалобу в отсутствии Зильбрега Я.Л. и его защитника Семенова Д.А.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, считаю постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
Частью 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, митинг - это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о собраниях, митинга, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пункты 1 и 2 части 4 статьи 5).
Частью 1 статьи 6 Закона о собраниях, митинга, шествиях и пикетированиях установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Согласно части 3 указанной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о собраниях, митинга, шествиях и пикетированиях неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции" одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение правопорядка в общественных местах.
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Закона о полиции на полицию возлагается обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.
Положениями пункта 7 части 1 статьи 13 Закона о полиции предусмотрено, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
Как следует из материалов дела, Зильбрег Я.Л, принял участие в несанкционированных митинге и шествии, повлекших создание помех для транспортной инфраструктуры, движению пешеходов и ТС, а именно: "дата" в период времени с 13 час.45 мин. до 15час. 59 мин. Зильберг Я.Л. участвовал в митинге, не согласованном в установленном законом порядке в указанное время в указанном месте органом исполнительной власти, в составе группы лиц не менее 1000 человек у "адрес" "адрес", далее с 16 час. 00 мин. до 17 час.14 мин. в составе группы лиц, состоящей из не менее 30 человек, добровольно участвовал в проведении несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия в виде шествия, следуя от "адрес" в Санкт-Петербурге, по заранее определенному маршруту, целью которого было привлечение внимания окружающих к проблеме общественно-политического характера, а именно: "Против пенсионной реформы". При этом Зильберг Я.Л. совместно с другими участниками публичного мероприятия, скандирующими лозунги: "Нет пенсионной реформе", "Путин" лыжи Магадан", "Четвертый срок тюремный", "Позор", "Мы не боимся", "Мы здесь власть", "Путин под суд", информируя тем самым о целях данного шествия, выражая свое мнение и формируя мнение окружающих к данной проблеме, проведение которого не было согласовано с органом исполнительной власти Санкт-Петербурга в указанное время и в указанном месте, то есть с нарушением требований ФЗ от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях", при этом указанная группа граждан создавала помехи движению транспортных средств и пешеходов.
В период проведения указанного публичного мероприятия, в дежурную часть ГУ МВД России по СПб и ЛО, поступили обращения граждан о том, что указанная группа лиц, создает препятствия движению ТС и пешеходов, зарегистрированные в КУСП за N 789374/18, 78913/18, 789322/18.
В связи с допущенными нарушениями установленного порядка проведения публичного мероприятия, информация о нарушении требований п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях" была доведена до участников шествия сотрудником полиции старшим инспектором ОПАЗ ГУ МВД России по СПб и ЛО "... " К.О, осуществлявшим в соответствии со ст.ст. 2, 12 Федерального закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции", обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, который неоднократно публично уведомил всех лиц, участвующих в данном шествии, в том числе и Зильберга Я.Л. и потребовал прекратить шествие и разойтись, посредством громко-усиливающей аппаратуры. Данное законное требование Зильберг Я.Л. проигнорировал, несмотря на то, что на прекращение данных противоправных действий у участников данного несогласованного шествия, в том числе и у Зильберга Я.Л. было не менее 5 минут, однако в указанный промежуток времени он продолжал нарушать требования п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях", целенаправленно и добровольно продолжал свое участие в несогласованном шествии, следовав по заранее определенному маршруту в группу лиц, состоящей из не менее 30 человек, следуя от "адрес", повлекшие создание помех движению пешеходов и ТС, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения настоящего дела, Невским районным судом Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ было установлено событие административного правонарушения и исследованы представленные по делу доказательства, которые оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ как допустимые, относимые и в совокупности достаточные для установления вины Зильберга Я.Л. в совершении административного правонарушения.
Нарушений требований КоАП РФ в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, права Зильберга Я.Л. не нарушены, при составлении протокола об административном правонарушении права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ ему разъяснены, о чем свидетельствует собственноручная подпись.
При рассмотрении дела судом Зильберг Я.Л. участвовал, обосновывал свою позицию по делу, ходатайств, заявленных в порядке ст.24.4 КоАП РФ, в том числе о необходимости воспользоваться помощью защитника, заявлено не было, в связи с чем Зильберг не был лишен возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Действия Зильберга Я.Л. правильно квалифицированы по ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ.
Виновность Зильберга Я.Л. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ подтверждена помимо протокола об административном правонарушении N 018177 от 09.09.2018 года, совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: рапортами и объяснением сотрудников полиции "... " Ф.В, "... " И.Н, справкой начальника 32 отдела полиции УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга о проведении видеозаписи и копировании на диск; материалами видеофиксации; обращением к гражданам ст.инспектора ЦОПАЗ ГУ МВД России по СПб и ЛО "... " К.О.; сообщением Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 06.09.2018 года о невозможности проведения публичного мероприятия на площади Ленина 09.09.2018 с 14:00 до 16:00, иными доказательствами.
О том, что Зильберг был проинформирован о незаконности названного выше публичного мероприятия, следует из имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе, видеозаписи, рапортов сотрудников полиции и их письменных объяснений. При таких обстоятельствах, Зильберг Я.Л, зная о несогласованности публичного мероприятия, принял в нем участие, не прекратил публичное мероприятие, перемещаясь при этом по проезжей части, мешая движению пешеходов и проезду транспорта, в связи с чем, его действия правильно квалифицированы по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что рапорта и объяснения сотрудников не содержат сведений, подтверждающих наличие причинно-следственной связи между совершенными Зильбергом Я.Л. действиями и наступившими последствиями в виде создания помех движению пешеходов и транспортных средств, является несостоятельным, поскольку обстоятельства правонарушения в них изложены последовательно и согласуются с протоколом об административном правонарушении, при этом сотрудники полиции, при даче объяснений были предупреждены об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности сотрудников полиции, составивших рапорта и давших объяснения, материалы дела не содержат, а исполнение полицейскими своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений само по себе не может свидетельствовать об их субъективности в изложении совершенного Зильбергом Я.Л. административного правонарушения.
Также рапорта сотрудников полиции подтверждаются видеозаписью событий, согласно которой многочисленные участники митинга скандируют лозунги, перемещаются от "адрес" набережной СПб, мешая движению пешеходов и транспортных средств. Сотрудник полиции неоднократно публично уведомлял всех присутствующих лиц, участвующих в данном мероприятии, в том числе и Зильберга Я.Л. и требовал прекратить незаконные действия и разойтись, посредством громко-усиливающей аппаратуры. Данное законное требование сотрудника полиции Зильберг Я.Л. проигнорировал.
Частью 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основанных свобод предусмотрено, что осуществление прав на свободу выражения мнения и свободу собраний не подлежат никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства. Таким образом, права участников публичных мероприятий не ограничены при соблюдении предусмотренных законом ограничений, которые не были соблюдены участниками несогласованного публичного мероприятия, проведенного "дата", поэтому права Зильберга Я.Л. на свободу выражения мнения не были нарушены.
Прокурор уведомляется о дате, времени и месте рассмотрения дела в случае привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, а также по делам об административных правонарушениях, возбужденных по инициативе прокурора, таким образом, оснований для его уведомления о рассмотрении дела в отношении Зильбрега Я.Л. не имелось. Должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. В вызове и допросе сотрудников полиции, составивших рапорта и протокол об АП не было необходимости, поскольку все необходимые для рассмотрения дела сведения изложены в рапортах и объяснениях сотрудников полиции, имеющихся в материалах дела.
Вопреки доводам жалобы сведений о нарушении прав Зильберга Я.Л. во время задержания и содержания в отделе полиции, материал не содержит, не представлено таковых в жалобе и судебном заседании. При этом каких-либо объективных данных, свидетельствующих об использовании сотрудниками полиции недопустимых методов при применении указанных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также нарушении прав заявителя, не имеется.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Зильберга Я.Л. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Суд первой инстанции, решая вопрос о назначении административного наказания, учел все юридически значимые обстоятельства, а также конкретные обстоятельства дела, данные о личности Зильберга Я.Л, прийдя к обоснованному выводу о том, что назначение административного наказания в виде административного ареста будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Таким образом, административное наказание Зильбергу Я.Л. назначено в пределах санкции ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, иных, имеющих значение, обстоятельств, является справедливым.
При этом принимая во внимание характер и обстоятельства совершенного Зильбергом Я.Л. административного правонарушения, оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 сентября 2018 года о признании Зильберга Я. Л. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу защитника Семенова Д.А. - без удовлетворения.
Судья И.Е.Калинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.