Санкт-Петербургский городской суд в составе:
Судьи Леонтьева С.А,
при секретаре Михайловой Т.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Липатова К. А. о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок,
установил:
Липатов К.А. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство на досудебной стадии в разумный срок в размере 285 000 руб.
В обоснование заявленных требований указывает, что общая продолжительность досудебного производства по уголовному делу N.., в котором он является подозреваемым, с момента начала уголовного преследования составила 9 лет 5 месяцев. Длительность производства по уголовному делу вызвана нераспорядительными действиями органов предварительного следствия. Нарушение права на судопроизводство в разумный срок причиняет административному истцу моральные, нравственные страдания, от чувства неизвестности, невозможности доказать свою невиновность в суде.
Административный истец участвовал в судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи, административное исковое заявление поддерживает.
Интересы Российской Федерации представляют Министерство финансов Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации (ч.9 ст.3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации).
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в суд явилась, представила письменный отзыв, согласно которого против удовлетворения административного искового заявления возражает, в связи с задержкой начала судебного заседания (по причине задержки установления связи с исправительным учреждением) с разрешения суда на судебном заседании не присутствовала, пояснив, что позицию, изложенную в письменном отзыве, поддерживает.
Представитель Следственного комитета Российской Федерации (он же представитель ГУ СК РФ по Санкт-Петербургу, указанного в качестве ответчика административным истцом), в суд явился, против удовлетворения требований возражает.
Получив объяснения административного истца и административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена 4 ноября 1950 г. в г. Риме) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (п.1 ст.6).
В соответствии с ч.2 ст.1 Закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно ст.6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок; уголовное судопроизводство осуществляется в сроки, установленные данным Кодексом, продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые предусмотрены названным Кодексом, но уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок; при определении разумного срока уголовного судопроизводства, который включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства.
В соответствии с ч.4 ст.258 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок суд устанавливает факт нарушения права административного истца на уголовное судопроизводство в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по уголовному делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств:
1) правовая и фактическая сложность дела;
2) поведение административного истца и иных участников уголовного процесса;
3) достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела;
4) общая продолжительность уголовного судопроизводства.
Согласно ч.2 ст.2 ФЗ N68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Как следует из обстоятельств дела 20.09.2017 года Санкт-Петербургским городским судом вынесено решение по административному делу N3а-111\17 по административному исковому заявлению Липатова К.А. о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по уголовному делу N.., которым установлено нарушение права Липатова К.А. на судопроизводство в разумный срок в период с 31.12.2008 по 30.06.2017, Липатову К.А. присуждена компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 90 000 рублей. Указанное решение обжаловано в апелляционном порядке, оставлено без изменений.
Согласно п.39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N11 от 29 марта 2016 года принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвуют тот же заявитель, административный истец. Повторного обращения с заявлением об ускорении дела при данных обстоятельствах не требуется. Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.
Как следует из копий материалов уголовного дела N.., решения суда по гражданскому делу N3а-111\17, оно (уголовное дело) выделено 31.12.2008 года из уголовного дела N... в отношении Липатова К.А. и других по признакам преступления, предусмотренного ст.228.1 ч.3 п."а,г" УК РФ по факту незаконного производства наркотического средства и психотропного вещества.
Таким образом, уголовное преследование Липатова К.А. по данному уголовному делу начато 31.12.2008 года. К моменту подачи первого заявления о присуждении компенсации продолжительность уголовного судопроизводства по делу составила 8 лет 6 месяцев (начиная с 31.12.2008 по 30.06.2017 года).
С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 06.07.2018 года.
При этом, уголовное преследование Липатова К.А. по уголовному делу N... прекращено 03.08.2018 года вынесением руководителем ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу постановления об отмене постановления от 31.12.2008 года о выделении и возбуждении уголовного дела N... ввиду отсутствия достаточных данных о наличии события преступления.
Таким образом, общая длительность уголовного преследования Липатова К.А. по данному уголовному делу составила 9 лет 8 месяцев 3 дня (с 31.12.2008 года 03.08.2018 года), а с момента окончания периода, за который взыскана предыдущая компенсация (с 30.06.2017 года) - 1 год 1 месяц 4 дня.
Как следует из копий процессуальных документов, представленных СК РФ, за период, после решения о присуждении компенсации и до прекращения уголовного преследования Липатова К.А, в ходе предварительного следствия каких-либо действий по делу не совершалось, дело было приостановлено 30.08.2009 года по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст. 208 УПК РФ, поскольку лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого не установлено.
Учитывая изложенное, суд не может признать действия органов предварительного следствия эффективными и распорядительными, в целях расследования уголовного дела в разумный срок, в том числе в период после вынесения решения от 20.09.2017 года о присуждении компенсации. Из процессуальных документов уголовного дела не следует, что уголовное преследование административного истца не могло быть прекращено до 03.08.2018 года, ранее не имелось оснований для вынесения соответствующего постановления.
Административным истцом, иными участниками процесса не совершалось виновных действий, влекущих увеличение срока рассмотрения дела.
В соответствии с п.60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 г. N11 при определении размера присуждаемой компенсации суду следует также учитывать практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсации вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения.
Учитывая изложенное, правовую и фактическую сложность дела, поведение участников процесса, достаточность и эффективности действий органов предварительного следствия, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования и рассмотрения дела, общую продолжительность судопроизводства по данному уголовному делу, превысившую 9 лет 8 месяцев, а также то, что 20.09.2017 года решением Санкт-Петербургского городского суда Липатову К.А. присуждена компенсация в размере 90 000 рублей, продолжительность периода уголовного преследования после вынесения данного решения превысившую 10 месяцев, суд находит, что в данном случае имело место нарушение права административного истца на судопроизводство в разумный срок, предусмотренного п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и достаточной будет являться компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 10 000 рублей.
В пользу административного истца на основании ст.111 КАС РФ также подлежат взысканию его расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180,259 КАСРФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Липатова К. А. удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Липатова К. А. компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 10 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, всего 10 300 рублей (десять тысяч триста) рублей.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Решение о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционную инстанцию Санкт-Петербургского городского суда.
Судья С.А.Леонтьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.